Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2006 г. N А66-727/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 27.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2006 по делу N А66-727/2005 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" (далее - Учреждение) 4 051 583 руб. налога на землю и 159 363 руб. 83 коп. пеней за его несвоевременную уплату.
Решением суда от 31.07.2006 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 31.07.2006, ссылаясь на неправильное толкование судом положений пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон). По мнению налогового органа, Учреждение неправомерно применило предусмотренную пунктом 14 статьи 12 Закона льготу по налогу на землю по земельным участкам, расположенным в Вышневолоцком, Бологовском и Фировском районах Тверской области, поскольку оно не является органом государственной власти и управления, а выделение ему названных участков, занятых областными автодорогами общего пользования, не связано с осуществлением им функций государственного управления.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленных Учреждением деклараций по земельному налогу за 2004 год, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона.
По результатам налоговой проверки Инспекция в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направила требования об уплате налога: 4 051 583 руб. налога на землю и 159 363 руб. 83 коп. пеней за его несвоевременную уплату.
Поскольку в установленный срок Учреждение требования в полном объеме добровольно не исполнило, а в соответствии со статьей 109 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и судебных приказов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требования, суд исходил из того, что Учреждение, являясь специально уполномоченным органом, наделено функциями государственного органа управления дорожным хозяйством по управлению автомобильными дорогами общего пользования, в связи с чем имеет право на применение льготы по земельному налогу.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Согласно статье 1 Закона Тверской области от 28.02.2002 N 12-03-3 "О схеме управления Тверской областью" (далее - Закон Тверской области N 12-03-3) к органам управления Тверской областью относятся органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области, наделенные отдельными функциями государственного управления и обеспечивающие деятельность органов государственной власти Тверской области, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и муниципальные учреждения Тверской области, наделенные отдельными управленческими функциями.
В соответствии со статьей 5 названного Закона к исполнительным органам государственной власти Тверской области относятся администрация Тверской области, областные исполнительные органы государственной власти Тверской области и территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области.
В силу статьи 10 Закона Тверской области N 12-03-3 в составе областных исполнительных органов государственной власти Тверской области действует, в частности, Комитет по управлению имуществом.
В статье 14 Закона Тверской области N 12-03-3 указано, что территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области - органы специальной компетенции, осуществляющие в городах, районах и иных территориях Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления.
Территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области находятся в подчинении администрации Тверской области либо соответствующих областных исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Согласно пункту 1.2 Устава Учреждения, утвержденного постановлением главы администрации Тверской области от 19.03.02 N 78-па (далее - Устав), налогоплательщик является юридическим лицом - государственным учреждением с наделением его функциями государственного органа управления дорожным хозяйством Тверской области. Из раздела 2 Устава следует, что Учреждение осуществляет совокупность функций по управлению автомобильными дорогами общего пользования и целью его деятельности является реализация государственной политики в дорожном хозяйстве. Поэтому вывод Инспекции о том, что налогоплательщик не относится к органам государственной власти и управления, является необоснованным.
При таких обстоятельствах следует признать, что спорные земли предоставлены органу государственного управления для обеспечения его деятельности, осуществляемой им в соответствии с его Уставом. Следовательно, Учреждение правомерно применило льготу, установленную пунктом 14 статьи 12 Закона.
Кроме того, Инспекция не ссылается на то, что налогоплательщик использует земли не для осуществления деятельности, которая возложена на него уставом, а для обеспечения хозяйственных нужд Учреждения или получения прибыли.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2006 по делу N А66-727/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2006 г. N А66-727/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника