Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2006 г. N А66-2452/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 07.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 08.06.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2006 (судьи Борцова Н.А., Истомина О.Л., Кораблева М.С.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2452/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное и коммунальное хозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент социальной защиты) о взыскании 1 397 630 руб. 26 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот инвалидам согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) в период с июня по декабрь 2005 года. В качестве третьих лиц указаны Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Департамент финансов Тверской области (далее - Департамент финансов).
Определением от 23.03.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Торжка Тверской области (далее - отдел социальной защиты).
Определением от 25.04.2006 процессуальный статус Минфина РФ изменен с третьего лица на второго ответчика.
Решением от 08.06.2006 с казны Российской Федерации через Минфин РФ в пользу Общества взыскано 1 184 432 руб. 42 коп. (суд уменьшил заявленную к компенсации сумму расходов, исключив из нее налог на добавленную стоимость).
Постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. Заявитель считает, что у суда отсутствовали правовые основания для взыскания расходов с Минфина РФ, поскольку он надлежащим образом исполнил возложенные на него обязательства, перечислив в полном объеме Тверской области денежные средства, предусмотренные федеральными законами о бюджете на финансирование спорных льгот, и настаивает на отсутствии своей вины.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в суд своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 01.01.2005 N 1-я и от 01.10.2005 N 9-С Общество осуществляло жилищно-коммунальное обслуживание граждан. На основании договора от 01.04.2005, заключенного между Обществом и отделом социальной защиты, Общество предоставляло инвалидам льготы по оплате коммунальных услуг в период с июня по декабрь 2005 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В результате предоставления названных льгот у Общества возникли некомпенсированные расходы, невозмещение которых и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах (в редакции, действовавшей до 31.12.2005) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 Закона об инвалидах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилому фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилому фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, вывод суда о том, что финансирование расходов, предусмотренных Законом об инвалидах, является расходным обязательством Российской Федерации, представляется правильным.
Согласно приложению 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено 199 597 700 руб., а фактически было получено 290 613 000 руб.
Вместе с тем с учетом данных Департамента социальной защиты расходы хозяйствующих субъектов Тверской области, предоставлявших соответствующие льготы, составили 465 750 200 руб. Таким образом, задолженность перед хозяйствующими субъектами Тверской области по компенсации соответствующих льгот составляет 175 137 200 руб., по городу Торжку - 4 746 690 руб.
Довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ выполнил все обязательства, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку выделенных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов хозяйствующих субъектов Тверской области, предоставляющих льготы.
Поскольку Минфин РФ не представил в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств выделения бюджету Тверской области из федерального бюджета средств на возмещение указанных расходов в достаточном размере, как и доказательств нецелевого использования бюджетных средств Тверской областью, то суды сделали правильный вывод о взыскании расходов Общества с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод Минфина РФ, что требования истца о возмещении расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот, носят гражданско-правовой характер. Следовательно, не может быть принят довод Минфина РФ об отсутствии его вины, так как правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Таким образом, компенсация неполученных доходов организации (Обществу), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость лишь от производящего выплаты уполномоченного государством органа.
Довод подателя жалобы о том, что социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и поэтому подлежит финансированию, за счет средств как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации, кассационная инстанция не принимает.
Данная льгота установлена федеральным законом, а именно статьей 17 Закона об инвалидах, и в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо, чтобы расходные обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления исполнялись за счет средств бюджетов других уровней.
При таких обстоятельствах оснований для обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2452/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. N А66-2452/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника