Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2006 г. N А26-4491/2006-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" Блиновой Л.А. (доверенность от 01.11.2006), от муниципального учреждения здравоохранения "Кондопожская центральная районная больница"Олефиренко Ю.Л (доверенность от 03.11.2006) и Егоровой Л.В.,
рассмотрев 07.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2006 по делу N А26-4491/2006-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Государственное учреждение "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Фонд ОМС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к муниципальному учреждению здравоохранения "Кондопожская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 533 247 руб., составляющих сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Решением от 17.07.2006 Фонду ОМС в иске отказано. В апелляционном порядке решение не пересматривалось. В кассационной жалобе Фонд ОМС просит отменить обжалуемый судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в период с 24 августа по 9 сентября 2005 года Фонд ОМС провел проверку целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении за период с 1 октября 2003 по 30 июня 2005 года, по итогам которой составлен акт от 20.09.2005.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 596 630 руб.
На основании акта от 20.09.2005 Фонд ОМС вынес предписание от 14.12.2005 N 29 об устранении нарушений использования средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение частично признало факты нарушений расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 63 383 руб., что подтверждается письмом от 30.09.2005 N 1-7/1778.
Неисполнение предписания об использовании средств обязательного медицинского страхования в оставшейся сумме в установленные в нем сроки послужило основанием для обращения Фонда ОМС в арбитражный суд.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
В силу статьи 1 Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 N 12-03-14, предусмотрено, что оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 24 Закона тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
На территории Республики Карелия тарифы утверждаются Республиканской межведомственной (согласительной) комиссией по обязательному медицинскому страхованию (далее - Согласительная комиссия), которая является координационным рабочим органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия и заинтересованных организаций по вопросам обязательного медицинского страхования.
Решения, принимаемые данной комиссией в пределах ее компетенции и в рамках действующего законодательства, в силу Положения о Республиканской межведомственной (согласительной) комиссии по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 11.01.2000 N 7, являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Карелия и организаций, которым предписывается выполнение принятых решений.
Как видно из материалов дела, в целях упорядочения направления расходования средств обязательного медицинского страхования Согласительной комиссией были приняты решения от 07.02.2003 N 5 и от 04.06.2004 N 10, которыми лечебно-профилактическим учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, разрешалось производить не включенные в состав тарифа расходы по кодам 110300 - 111000, 240120 статей Экономической классификации в объемах до 30% с 07.02.2003 и до 20% с 01.07.2004 от средств, полученных названными учреждениями за оказанные медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 решения правления Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 01.03.2002 расходование лечебно-профилактическими учреждениями средств обязательного медицинского страхования по названным выше кодам статей Экономической классификации расходов не подлежит квалификации как нецелевое использование этих средств.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленное в акте ревизии от 20.09.2005 расходование Учреждением денежных средств в сумме 533 247 руб., полученных за оказанные медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования в период с 01.10.2003 по 30.06.2005, осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок расходования таких средств.
Ссылка подателя жалобы на Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации 28.08.2001 N 2510/9257-01, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28.08.2001 N 3159/40-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 28.08.2001 N 12-03-03, в соответствии с которым из средств обязательного медицинского страхования по Территориальной программе обязательного медицинского страхования финансируются лишь такие виды расходов, как оплата труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование, не может быть принята судом во внимание.
Данные Методические рекомендации не исключают возможность включения в состав тарифа на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию оспариваемых в настоящем деле статей расходов при условии отсутствия задолженности по заработной плате (с начислениями) и утверждении платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии факта нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Поскольку суд кассационной инстанции не установил нарушений норм материального права, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2006 по делу N А26-4491/2006-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. N А26-4491/2006-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника