Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2006 г. N А56-59657/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от индивидуального предпринимателя Гапоновой Ирины Валерьевны - Харитича А.Н. (доверенность от 02.11.05),
рассмотрев 15.11.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.06 (Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.06 (судьи Шестакова М.А., Савицкая И.Г., Старовойтовой О.Р.) по делу N А56-59657/2005,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция N 23) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Гапоновой Ирины Валерьевны 48 336 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2003 год, 13 014 руб. 96 коп. пеней и 9 667 руб. 20 коп. и 150 руб. штрафов на основании пункта 1 статьи 122 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 16.02.06 суд первой инстанции взыскал с предпринимателя 150 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований налоговому органу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 05.06.06 решение суда от 16.02.06 оставлено без изменения.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции N 23 о замене ее правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 28 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 28).
В кассационной жалобе Инспекция N 28, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и удовлетворить заявление в полном объеме. Податель жалобы ссылается не то, что предприниматель не представил надлежащие доказательства уплаты НДС поставщикам товаров (чеки контрольно-кассовых машин), в связи с чем считает ошибочным вывод судов о соблюдении налогоплательщиком требований статей 169, 171, 172 НК РФ при применении налоговых вычетов по НДС.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы Инспекции.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки соблюдения предпринимателем законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 31.12.04 Инспекция выявила, что в нарушение пункта 1 статьи 172 НК РФ и положений Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предприниматель не подтвердил правомерность применения налоговых вычетов, так как не представил вместе со счетами-фактурами, выставленными продавцами товаров (работ, услуг), чеки контрольно - кассовых машин; а в нарушение пункта 3 статьи 169 НК РФ - книги покупок и продаж, журнал полученных и выставленных счетов-фактур.
По результатам проверки составлен акт от 06.09.05 N 180 и принято решение от 26.09.05 N 04/170 о привлечении Гапоновой И.В. к налоговой ответственности в виде взыскания 9667 руб. 20 коп. штрафа за неуплату НДС в 2003 году на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и 150 руб. штрафа за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Кроме того, решением от 26.09.05 N 04/170 предпринимателю доначислено 48 336 руб. НДС и начислено 13 014 руб. 96 коп. пеней за несвоевременную уплату названного налога.
В связи с неисполнением Гапоновой И.В. в установленный срок требований от 26.09.05 N 04/52 об уплате налоговой санкции и об уплате налога и пеней Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании доначисленного налога, пеней и штрафов.
Суды отказали Инспекции в удовлетворении требований в части взыскания НДС, пеней и штрафа, начисленного на основании статьи 122 НК РФ, правомерно указав на следующее.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
В пункте 2 статьи 171 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует и судами установлено, что предприниматель уплатил НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принял товары на учет (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Довод Инспекции о том, что доказательством уплаты НДС поставщикам служат чеки контрольно-кассовых машин, непредставление которых лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов, не основан на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями торговли или иными организациями, осуществляющими реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, неприменение поставщиками контрольно-кассовых машин при оплате предпринимателем товаров наличными денежными средствами образует состав административного правонарушения в отношении поставщиков товара.
Судами установлено, что в подтверждение уплаты НДС поставщикам предприниматель представил квитанции к приходным кассовым ордерам, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС.
В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", приходные кассовые ордера (форма N КО-1) и квитанции к ним применяются для оформления поступления наличных денежных средств в кассу организации. В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации в приходном кассовом ордере и квитанции к нему в строке "в том числе" указывается сумма НДС, которая записывается цифрами, а в случае, если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись "без налога (НДС)".
Представленные предпринимателем квитанции к приходным кассовым ордерам содержат сведения об уплаченных поставщикам суммах налога, а следовательно, налогоплательщик вправе предъявить налоговые вычеты на основании этих документов, так как они соответствуют требованиям статьи 172 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что суды правомерно отказали Инспекции в удовлетворении заявления в части взыскания доначисленного НДС, пеней и штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.06 по делу N А56-59657/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2006 г. N А56-59657/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника