Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 ноября 2006 г. N А13-2840/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 21.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2006 по делу N А13-2840/2006-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин РФ), Департаменту финансов Вологодской области, Финансовому управлению администрации Харовского муниципального района о возмещении 86 977,25 руб. некомпенсированных расходов, образовавшихся в результате предоставления в 2003-2004 годах льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах), Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации), Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ Президента РФ).
Решением от 31.07.2006 исковые требования удовлетворены, с казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 86 977,25 руб. К остальным ответчикам в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 31.07.2006 в части взыскания денежных средств с казны Российской Федерации и принять новый судебный акт. В жалобе заявитель указывает, что Минфин РФ полностью выполнил свои обязательства, перечислив бюджету Вологодской области в полном объеме запланированные в федеральном бюджете денежные средства на реализацию льгот. Кроме того, возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом о реабилитации, должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, расходы по предоставлению льгот в соответствии с Указом Президента РФ должны компенсироваться организациям за счет средств областного бюджета.
Общество отзыва на кассационную жалобу не представило.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество предоставляло в 2003-2004 годах льготы по оплате электроэнергии гражданам, проживающим на территории Харовского муниципального района Вологодской области. В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы в сумме 86 977, 25 руб., невозмещение которых послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела реестрами с указанием льготников и сумм предоставленных льгот, согласованными с отделом социальной защиты населения администрации Харовского муниципального района, и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах (в редакции, действовавшей в спорный период) инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с реализацией льгот для данной категории граждан, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 16 Закона о реабилитации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Указом Президента РФ установлено, что льготы этим лицам предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 и подпунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды и участники Великой Отечественной войны относятся к категории ветеранов, предоставление которым льгот и социальных гарантий регулируется нормами Закона.
Пунктом 2 статьи 10 названного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) установлен порядок возмещения расходов, связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, предоставляемых ветеранам. Названные расходы возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные средства подлежат взысканию с казны Российской Федерации.
Однако при рассмотрении настоящего дела суд не установил, выделялись ли денежные средства субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных названными нормативными правовыми актами льгот. Лишь в случае недостаточности выделенных денежных средств взыскание должно производиться с Российской Федерации.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о том, включен ли истцом в размер иска налог на добавленную стоимость, и не дана оценка правомерности требований в этой части.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2006 по делу N А13-2840/2006-20 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2006 г. N А13-2840/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника