Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2006 г. N А66-4345/2003
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М. судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области на решение от 07.06.2006 (судья Борцова Н.А.) и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006 (судьи Жукова В.В., Кораблева М.С., Куров О.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4345/2003,
установил:
Муниципальное предприятие "Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Московского района" города Твери (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 5444 руб. 44 коп. расходов, понесенных истцом в результате предоставления гражданам в 2000 году льгот по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту домов, платы за найм жилых помещений и капитальный ремонт жилого фонда в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области (далее - Минфин РФ), Финансовое управлению администрации города Тверь (далее - Финансовое управление).
Решением суда от 07.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2006, за счет казны Тверской области в пользу Предприятия взыскано 5444 руб. 44 коп. расходов.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит отменить принятое по делу решение и в иске к нему отказать. Податель жалобы полагает, что все обязательства в пределах утвержденных объемов бюджетных обязательств им исполнены, а надлежащим ответчиком по настоящему делу является Минфин РФ, допустивший недофинансирование указанных расходов из федерального бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие предоставляло коммунальные услуги, в том числе и льготным категориям потребителей.
Предоставление Предприятием льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Возникновение у Предприятия в связи с этим убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 16 Закона лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, действующего в спорный период (далее - Положение), финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно статье 38 названного закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
Возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в исполнение этого закона иным нормативным правовым актом обязанность по 'возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суд удовлетворил иск в полном объеме за счет средств казны Тверской области. Следовательно, принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При решении вопроса, за счет казны какого публично-правового образования подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, суду следует проверить, достаточно ли денежных средств было выделено субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению Предприятию убытков в рамках реализации установленных законодательных льгот.
В случае недостаточности выделенных денежных средств взыскание производится с Российской Федерации с решением вопроса о привлечении к участию в деле надлежащих ответчиков с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4345/2003 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2006 г. N А66-4345/2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника