Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2006 г. N А05-3437/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 28.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Анисковича Бориса Маратовича на решение от 31.05.2006 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Бушева Н.М., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3437/2006-20,
установил:
Предприниматель Анискович Борис Маратович обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом последующих уточнений) о признании незаконными:
решения начальника Управления транспорта и связи Мэрии города Архангельска (далее - Управление) от 26.01.2006 N 046-10/56 и обязании его устранить допущенные нарушения;
пункта 1.10 решения Координационного совета по пассажирскому транспорту при Мэрии города Архангельска (далее - Координационный совет) от 27.12.2005, утвержденного протоколом заседания от 27.12.2005.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Мэрия города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением от 31.05.2006 производство по делу в части признания незаконным пункта 1.10 решения Координационного совета от 27.12.2005 прекращено. В части удовлетворения требований о признании незаконным решения от 26.01.2006 N 046-10/56 отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Анискович Б.М. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считая ошибочными сделанные судом выводы, и ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Анискович Б.М. в жалобе указал, что оспариваемые решения Мэрии и Координационного совета противоречат целям деятельности уполномоченного органа, являются незаконными и необоснованными, как принятые с нарушением установленного порядка и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Мэрия просит оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель Анискович Б.М. имеет лицензию серии ВА N 2090029 на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, регистрационный номер АСС 29 005058 от 23.06.2005 (том 1, л.д. 30).
Департаментом городского хозяйства Мэрии 15.01.1998 был утвержден маршрут N 7у "ул. Кедрова-Фактория". Договор с перевозчиком (предпринимателем Коваленко B.C.) был заключен на один год.
Предприниматель Анискович Б.М., ссылаясь на Областной закон Архангельской области от 26.05.1999 N 125-22-03 "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области" (далее - Областной закон N 125-22-03), подал на имя начальника Управления заявление от 09.12.2005 N 44 с просьбой провести обследование и в соответствии с действующим законодательством утвердить паспорт автобусного маршрута N 7у "ул. Кедрова-Фактория" (том 1, л.д. 6).
Также об открытии маршрута N 7у ходатайствовали главы Администраций Соломбальского территориального округа и территориального округа Варавино-Фактория, директор средней школы N 49 (том 1, л.д. 13-16).
Согласно упомянутому выше Областному закону N 125-22-03 целесообразность открытия и закрытия автобусных маршрутов общего пользования определяется органами местного самоуправления муниципального образования на основании анализа пассажиропотоков, который проводится как по инициативе органов местного самоуправления, так и по просьбам и заявлениям населения, общественных организаций, перевозчиков, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления (пункт 2 статьи 2).
Утверждение автобусных маршрутов общего пользования (паспортов и схем маршрутов, расписаний движения) производится нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проходит маршрут, согласно КТС. Включение перевозчиков в конкретный маршрут производится органами местного самоуправления на конкурсной основе.
Согласование схемы маршрута и расписания движения межмуниципального автобусного маршрута осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов Архангельской области, по чьим территориям проходит маршрут, утверждение автобусного маршрута общего пользования (паспорта и схемы маршрута, расписания движения) осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области (пункт 3 статьи 2 Областного закона N 125-22-03).
Осуществление пассажирских перевозок юридическими и физическими лицами на автобусных маршрутах общего пользования, как указано в пункте 2 статьи 1 цитируемого закона, организуется с целью более полного удовлетворения потребностей населения в перевозках, повышения качества обслуживания, свободного развития рынка пассажирских автотранспортных услуг, защиты прав потребителей этих услуг, сокращения расходов бюджета на покрытие убытков от пассажирских перевозок.
В соответствии с пунктами 2.3 Положения об организации транспортного обслуживания населения в Муниципальном образовании "Город Архангельск" на маршрутах общего пользования, утвержденного решением Архангельского городского совета народных депутатов от 29.06.2000 N 119 (далее - Положение) Мэрия города Архангельска определяет целесообразность открытия и закрытия автобусных маршрутов общего пользования на основании анализа пассажиропотока с учетом комплексной транспортной схемы муниципального образования "Город Архангельск".
Согласно пункту 2.4 Положения решение об открытии или закрытии автобусных маршрутов общего пользования принимается на основании:
обследования маршрута, проведенного постоянно действующей комиссией по обследованию городских и пригородных маршрутов;
анализа пассажиропотоков, который проводится как по инициативе органов местного самоуправления, так и по просьбам и заявлениям населения, общественных организаций, перевозчиков, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
анализа пропускной способности участков улично-дорожной сети города, о которым проходит маршрут, а также всей транспортной сети в целом;
расположения начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктах;
обеспечения безопасности перевозки пассажиров;
технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на маршруте движения;
учета обеспечения координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта;
соответствия типов автобусов условиям работы на маршруте (городского или пригородного сообщения).
Письмом от 26.01.2006 N 046-10/56, подписанным начальником Управления, предпринимателю Анисковичу Б.М. сообщено об отсутствии оснований для утверждения паспорта маршрута и предложено получить документы, направленные вместе с заявлением (том 1, л.д. 7).
В данном письме указано на то, что открытие запрашиваемого маршрута не представляется возможным ввиду превышения пропускной способности Ленинградского проспекта, по которому проходит значительная часть маршрута N 7у, что делает невозможным обеспечить безопасную перевозку пассажиров. При этом письмо содержит ссылки на акт обследования улично-дорожной сети автобусного маршрута N 7у от 31.03.2005, результаты "Исследования интенсивности движения транспортных средств на проспектах Ленинградский и Троицкий", проведенного в ноябре 2005 года ГОУ ВПО АГТУ и на решение Координационного совета, утвержденного протоколом от 27.12.2005, которым Мэрии рекомендовано не открывать данный автобусный маршрут.
Полагая, что обследования маршрута N 7у "ул. Кедрова-Фактория" уполномоченным органом не проводилось, и отказ в утверждении паспорта автобусного маршрута является незаконным, предприниматель Анискович Б.М. обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование возражений по существу спора Мэрией представлены следующие документы:
акт обследования улично-дорожной сети автобусного маршрута N 7у от 31.03.2005, составленный постоянно действующей комиссией по обследованию городских и пригородных маршрутов, утвержденной постановлением мэра города Архангельска от 12.03.2004 N 66 "Об утверждении состава комиссии по обследованию городских и пригородных маршрутов" (том 1, л.д. 91);
результаты обследования пассажиропотоков в подвижном составе частного общественного транспорта на городских маршрутах г. Архангельска, в том числе на маршруте N 7у, проведенного по заказу Управления в апреле 2005 года "Автодорожный консалтинг" (том 2, л.д. 9-23);
отчет ГОУ ВПО Архангельский государственный технический университет "О научно-исследовательской работе "Исследование интенсивности движения транспортных средств на проспектах Ленинградский и Троицкий" (том 1, л.д. 93-134).
Как следует из анализа норм Областного закона N 125-22-ОЗ в основе утверждения паспорта автобусного маршрута лежит решение вопроса о целесообразности открытия соответствующего автобусного маршрута, разрешение которого находится в ведении органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проходит данный маршрут.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое письмо соответствует закону и иным правовым актам и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. В этой части в удовлетворении требований правомерно отказано.
Относительно оспаривания решения Координационного совета суд пришел к выводу, что данное требование неподведомственно арбитражному суду, поскольку данный коллегиальный орган не обладает статусом юридического лица, а носящее рекомендательный характер решение не влияет на права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3437/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Анисковича Бориса Маратовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2006 г. N А05-3437/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника