Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 декабря 2006 г. N А56-32370/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Дуплинской Л.В. (доверенность от 21.08.2006), от Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу Анисимовой О.Н. (доверенность от 10.07.2006), от Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга Макорты Г.А. (доверенность от 10.01.2005),
рассмотрев 05.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2006 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 (судьи Полубехина Н.С., Мельникова Н.А., Серикова И.А.) по делу N А56-32370/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - Минфин РФ), Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга о взыскании 78 000 руб. расходов, понесенных истцом в результате предоставления в 2004 году льгот по установке квартирного телефона в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ Президента РФ).
Решением от 10.04.2006 исковые требования удовлетворены путем взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 66 101 руб. 69 коп. (из первоначально заявленной суммы исключена сумма налога на добавленную стоимость, далее - НДС). В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 решение от 10.04.2006 изменено, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу Общества взыскано 46 740 руб.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 10.04.2006 и постановление апелляционного суда от 06.09.2006 как вынесенные с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом о бюджете.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Северо-Западный Телеком" в 2004 году предоставляло льготы в виде бесплатной установки квартирного телефона в соответствии с Законом о ветеранах и Указом Президента РФ. В результате предоставления льгот у Общества возникли некомпенсированные расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот подтвержден материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Статья 10 Закона о ветеранах предусматривает возмещение расходов по оплате услуг за пользование телефоном за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 "О порядке возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" утверждены Правила возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением льгот (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия Правил был продлен на 2004 год).
Согласно пункту 2 Правил финансирование названных расходов производится за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, установлено, что льготы предоставляются за счет тех же источников, что и инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения средств для компенсации расходов в достаточном размере, то суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о необходимости возмещения расходов Общества за счет средств казны Российской Федерации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции правомерно уменьшил сумму иска Общества, так как по результатам сверки расчетов от 28.10.2005 сумма недополученных доходов Общества составила 57 000 руб., без учета НДС сумма расходов составила 46 740 руб.
В кассационной жалобе Минфин РФ ссылается на пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которому в случае, если законодательные и иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.
В определении от 09.04.2002 N 68-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 5 статьи 83 БК РФ, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
Следовательно, норма пункта 5 статьи 83 БК РФ не исключает возможности реализации льгот, предоставленных гражданам правовыми актами до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу что компенсация расходов Обществу должна осуществляться за счет средств федерального бюджета и сумма, составляющая НДС, не включается в размер расходов, заявленных к компенсации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 по делу N А56-32370/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2006 г. N А56-32370/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника