Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 декабря 2006 г. N А56-13228/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В.,
при участии представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт "Поиск" - Исхакова М.Ю. (доверенность от 06.02.2006 N 100/16-7),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - Козловой В.А. (доверенность от 11.01.2006),
рассмотрев 27.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение от 01.08.2006 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13228/2006 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Поиск" (далее - предприятие, ФГУП НИИ "Поиск") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 19.01.2006 N 23 о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 01.08.2006 заявленные предприятием требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, инспекция при вынесении оспариваемого постановления действовала в пределах своих полномочий и не нарушила норм действующего налогового законодательства. Налоговый орган считает, что "пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует только срок принятия решений о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика в банках"; кроме того, судом необоснованно не учтены положения приказа Федеральной налоговой службы от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@ "Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом Федеральной налоговой службы России и территориальными органами Федеральной налоговой службы России".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель предприятия просил оставить решение в силе, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция направила предприятию требования от 22.08.2005 N 14152, от 19.07.2005 N 12854, от 20.04.2005 N 11210, от 23.03.2005 N 10633, от 28.09.2004 N 8243, от 29.04.2004 N 6301 об уплате единого социального налога. В связи с неисполнением указанных требований, инспекцией приняты решения о взыскании налогов, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках от 18.05.2005 N 3495, от 24.08.2005 N 3933, от 25.04.2005 N 3323, от 13.09.2005 N 4083, от 28.09.2004 N 2361, от 15.11.2004 N 2636, от 24.05.2004 N 1678. В связи с тем, что денежные средства на счетах предприятия в банках, известных инспекции, отсутствовали или их было недостаточно, налоговый орган на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вынес решение о взыскании налога, пени за счет имущества от 19.01.2006 N 23/3, а также постановление от 19.01.2006 N 23/3. Считая, что постановление инспекции от 19.01.2006 N 23/3 о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 названного кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как определено пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 названного кодекса.
При этом статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 названного кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 названного кодекса.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Поскольку в данном случае решение и постановление от 19.01.2006 N 23/3 о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика вынесены за пределами 60-дневного срока исполнения требований об уплате налога, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое постановление инспекции 19.01.2006 N 23/3.
Ссылка подателя жалобы на положения приказа Федеральной налоговой службы от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@ "Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом Федеральной налоговой службы России и территориальными органами Федеральной налоговой службы России" не может быть принята судом кассационной инстанции во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Таким образом, требования, установленные приказом Федеральной налоговой службы, хотя и являются обязательными для сотрудников налоговых органов, не влияют на властные отношения по уплате и принудительному взиманию налогов, а также на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, в части изменения сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.08.2006 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13228/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2006 г. N А56-13228/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника