Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2006 г. N А26-5252/2006-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 06.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2006 по делу N А26-5252/2006-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Комарова Елена Васильевна обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция) об отказе в проставлении отметки на экземплярах заявления, подтверждающих уплату косвенных налогов по месту ее постановки на налоговый учет. По мнению налогового органа, заявление не соответствовало Межправительственному российско-белорусскому Соглашению от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение).
Решением суда от 28.07.2006 заявление предпринимателя удовлетворено. Суд обязал инспекцию устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит решение от 28.07.2006 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не служит препятствием для судебного разбирательства в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комарова Е.В. (комиссионер) заключила с республиканским дочерним производственным унитарным предприятием "Светлотекс" (Республика Беларусь; комитент) договор комиссии от 31.03.2006 N 104-РУП/06, согласно которому в интересах последнего осуществляла поставку из Республики Белоруссии товаров народного потребления с целью их реализации на территории Российской Федерации от своего имени с самостоятельно сформированной торговой наценкой.
В соответствии с пунктом 1.4 названного договора товар остается собственностью комитента до момента его реализации комиссионером.
После реализации товара Комарова Е.В. 18.05.2006 представила в инспекцию декларацию и документы, в числе которых - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Письмом от 26.05.2006 N 3.4-43/20960 инспекция отказала предпринимателю в проставлении отметки на экземплярах заявления. Решение налогового органа мотивировано тем, что заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов должно представляться в налоговый орган не комиссионером Комаровой Е.В., а комитентом. По мнению налогового органа, если российская организация приобретает белорусские товары, которые уже ввезены на территорию Российской Федерации, то местом их реализации признается территория Российской Федерации, а следовательно, операция по продаже указанных товаров не подпадает под действие Соглашения.
Суд первой инстанции признал позицию инспекции ошибочной.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены или изменения принятого по делу решения.
Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ ратифицировано названное выше, в соответствии с которым порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога;
- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- налогоплательщики Республики Беларусь - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа РФ; налогоплательщики РФ - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Порядок) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утвержден приказом Минфина России от 20.01.2005 N Зн, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.03.2005.
Согласно пункту 4 Порядка проставление на заявлениях отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится налоговым органом при соответствии сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в соответствующей налоговой декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 6 раздела 1 Положения, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в пункте 2 Порядка.
В случае установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных пунктом 6 раздела 1 Положения, не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (пункт 8 Порядка).
Предпринимателем выполнены требования пункта 6 Положения, им представлены налоговому органу указанные в Положении документы, что последним не оспаривается. Уплата предпринимателем налога на добавленную стоимость (далее - НДС) подтверждается платежным поручением, представленным в материалы дела (л.д. 15).
Кассационная инстанция отклоняет довод инспекции о том, что если право собственности на товары согласно договору комиссии переходит в момент реализации их на территории Российской Федерации, то операции по продаже указанных товаров не подпадают под действие Соглашения.
В силу статьи 172 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) условия договора, определяющие момент перехода права собственности на товар, не являются основополагающими в целях получения налогоплательщиком права на возмещение НДС.
При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось оснований для отказа предпринимателю в проставлении отметки об уплате НДС на заявлении о ввозе товара на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
Кроме того, в данном случае суд правомерно применил положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В обжалуемом письме налоговый орган прямо указал на то, что Соглашением не определено, на кого возлагается обязанность по уплате НДС при ввозе товаров организациями, не являющимися собственниками этих товаров, в том числе комиссионерами. Поскольку факты ввоза товара с территории Республики Беларусь и реализации их на территории Российской Федерации признаются налоговым органом, то правильным является вывод суда о том, что операции по реализации данных товаров подлежат обложению налогом на территории Российской Федерации. Поскольку предприниматель, являясь резидентом, осуществил в интересах иностранного комитента ввоз и реализацию данного товара на территории Российской Федерации, то иного лица, обязанного перечислить в бюджет НДС, подлежащий исчислению с выручки, полученной по данным операциям на территории Российской Федерации, не имеется. При этом следует отметить, что налоговый орган, не ссылается на то, что данные операции в силу какой-либо нормы законодательства о налогах и сборах Российской Федерации или Соглашения не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации. Факт уплаты заявителем в бюджет спорной суммы НДС налоговый орган не оспаривает. При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали законные основания для отказа предпринимателю в проставлении отметки на экземплярах заявления об уплате НДС в бюджет.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2006 по делу N А26-5252/2006-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2006 г. N А26-5252/2006-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника