Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 декабря 2006 г. N А56-58724/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В., при участии от закрытого акционерного общества "Тидекс" Харитонова К.Н. (доверенность от 31.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Вакуленко А.Ф. (доверенность от 25.05.2006 N 0306/05076),
рассмотрев 11.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2006 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2006 (судьи Масенкова И.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-58724/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тидекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в неначислении Обществу 32 311 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2004 года и об обязании Инспекции обеспечить выплату указанной суммы процентов в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.08.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.05.2004 налогоплательщик представил в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за апрель 2004 года, в которой указал к возмещению 209 143 руб. налога. Вместе с декларацией в налоговый орган представлены документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, и заявление Общества о возврате на его расчетный счет указанной суммы НДС.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция вынесла решение от 12.08.2004 N 11/134 об отказе Обществу в возмещении 209 143 руб. НДС за апрель 2004 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2005 по делу N А56-47604/2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2005, решение Инспекции от 12.08.2004 N 11/134 признано недействительным в части отказа налогоплательщику в возмещении 206 173 руб. НДС и на налоговый орган возложена обязанность возвратить Обществу указанную сумму налога в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ.
Платежным поручением от 28.11.2005 N 280 Инспекция перечислила налогоплательщику 206 173 руб. НДС, которые поступили на его расчетный счет 29.11.2005.
Однако налоговый орган не начислил проценты за несвоевременный возврат суммы налога, что и послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции обеспечить их выплату.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по НДС, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 НК РФ, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных названным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом положений пункта 4 статьи 176 НК РФ суды правильно определили, что спорная сумма налога подлежала возврату Обществу не позднее 18.09.2004. Между тем из материалов дела видно, что НДС возвращен налогоплательщику 29.11.2005, то есть по истечении указанного срока, а проценты за нарушение срока возврата налога не начислены.
В связи с изложенным суды обоснованно признали незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в неначислении Обществу процентов за несвоевременный возврат НДС за апрель 2004 года и обязали налоговый орган возвратить ему 32 311 руб. процентов.
Податель жалобы считает, что при расчете процентов суды неправильно определили количество дней просрочки возврата налога. По мнению Инспекции, при определении периода, за который начисляются проценты, следует учитывать только рабочие дни, поскольку в выходные и праздничные дни организации не несут денежных потерь, а согласно статье 6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели, причем неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
Кассационная коллегия отклоняет довод налогового органа как несостоятельный.
Из абзаца двенадцатого пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что проценты начисляются при нарушении срока возврата НДС с учетом периода просрочки возврата. Названной нормой не предусмотрено исключение выходных и праздничных дней из этого периода.
Кроме того, статья 6.1 НК РФ не подлежит применению при исчислении спорного периода, так как данной нормой регламентируется порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. В рассматриваемом случае таким сроком является срок возврата Обществу НДС, а не порядок определения периода времени, в течение которого Инспекция незаконно бездействовала и не исполняла свою обязанность по возврату налога.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2006 по делу N А56-58724/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2006 г. N А56-58724/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника