Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 декабря 2006 г. N А42-13710/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 29.11.2006.
Полный текст постановления изготовлен 04.12.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 29.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путина" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, от 04.09.2006 по делу N А42-13710/2005 (судьи Борисова Г.В., Згурская М.Л., Масенкова И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Путина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 16.09.2005 N 3516 о привлечении к налоговой ответственности и от 27.09.2005 N 3721 о приостановлении операций по счетам заявителя в банке.
Решением суда от 04.05.2006 заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительными оспариваемые решения налогового органа, обязав инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.09.2006 решение суда от 04.05.2006 отменено, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 04.09.2006, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и оставить в силе решение от 04.05.2006. По мнению подателя жалобы, заявитель правомерно применил в 2004 году льготу по налогу на прибыль по деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция установила следующее.
Общество 16.06.2005 представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2004 год, в которой применило льготную ставку 0% как сельскохозяйственный товаропроизводитель, не перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции.
Письмом от 01.09.2005 N 50-26.3-6-13/2-6-103667 инспекция уведомила общество об открытии производства по делу о налоговом правонарушении в связи с неправомерным применением им льготы по налогу на прибыль, предложив налогоплательщику представить свои пояснения и возражения, указав, что право на применение указанной льготы имеют лишь сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым общество не относится.
По итогам камеральной проверки налоговый орган вынес решение от 16.09.2005 N 3516 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислил налогоплательщику 1 896 674 руб. налога на прибыль, начислил 133 432 руб. 91 коп. пеней по этому налогу и наложил штраф в размере 758 669 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании указанного решения инспекция выставила обществу требование от 23.09.2005 N 87068 об уплате в добровольном порядке налога и пеней в срок до 26.09.2005.
В связи с неисполнением обществом указанного требования инспекция вынесла решение от 27.09.2005 N 3721 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Общество обжаловало решения инспекции от 16.09.2005 N 3516 и от 27.09.2005 N 3721 в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал, что право налогоплательщика на применение льготной ставки по налогу на прибыль организаций не зависит от его организационно-правовой формы, а связано с осуществляемым им видом деятельности, а также с удельным весом доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов.
Апелляционная инстанция посчитала такой вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку осуществляемая обществом деятельность - вылов рыбы, а также его статус - несельскохозяйственный товаропроизводитель не подпадают под действие норм закона, предусматривающего льготные ставки обложения налогом на прибыль.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации и налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно - правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действие льготы по налогу на прибыль согласно Закону N 110-ФЗ сохранялось на ранее действовавших условиях не в отношении всех ранее имевших право на данную льготу предприятий, а только тех, которые в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали переводу на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Не подпадающие под такой специальный налоговый режим предприятия утрачивали право на применение льготы по налогу на прибыль в отношении осуществления деятельности, ранее льготируемой в соответствии с Законом N 2116-1.
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" абзац третий статьи 2 Закона N 110-ФЗ изложен в следующей редакции:
"для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года". Таким образом, законодатель сохранил прежний порядок применения льготы по налогу на прибыль, определенный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", до 01.01.2005 только в отношении рыболовецкой артели (колхоза), законодательно признав его сельскохозяйственным товаропроизводителем. Для иных категорий налогоплательщиков льгота и порядок ее применения, предусмотренные Законом N 2116-1, фактически отменены указанным законом.
Данное положение подтверждается тем, что Федеральный закон N 110-ФЗ дополнен статьей 2.1 следующего содержания:
"Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2005 годах - 0%;
в 2006 - 2008 годах - 6%;
в 2009-2011 годах-12%;
в 2012-2014 годах-18%;
начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ".
Таким образом, законодатель ввел новую норму, определив льготный порядок обложения налогом на прибыль для такой категории, как сельскохозяйственные товаропроизводители в отношении дохода, полученного от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализации произведенной и переработанной этими организациями сельскохозяйственной продукции. При этом льготируется не весь доход сельскохозяйственного товаропроизводителя, а только полученный им по указанным видам деятельности, в основе которых - непосредственное производство сельскохозяйственной продукции. Эта льгота по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей является самостоятельной, не имеет отношения к льготе, предусмотренной Законом N 2116-1, и автоматически не распространяется на все те предприятия независимо от их организационно- правовой формы, кто ранее имел право на применение льготы по налогу на прибыль в соответствии с этим Законом. Данная льгота введена в целях перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на применение специального налогового режима, предусмотренного главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому предусмотренные в этой главе понятия следует использовать при отнесении того или иного предприятия к сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ установлено, что в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Из данной нормы следует, что сельскохозяйственными товаропроизводителями в отношении такой продукции, как рыба признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют выращивание рыбы, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализуют эту рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%. Таким образом, в целях указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителем признается то лицо, которое в обязательном порядке осуществляет вид деятельности - выращивание рыбы. В дано случае заявитель осуществляет промышленный вылов рыбы в открытом море, а следовательно, в целях Налогового кодекса Российской Федерации он не может быть признан сельскохозяйственным товаропроизводителем и не имеет права применять налоговую льготу, которая на него не распространяется.
Ссылки налогоплательщика на законодательные акты, принятые ранее и не в целях налогообложения, которые, по мнению заявителя, определяют понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, не принимаются кассационной инстанцией по указанным выше основаниям. Кроме того, ранее в силу приведенных заявителем норм права заявитель не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку он не производил сельскохозяйственную продукцию, а осуществлял только вылов рыбы как естественного биологического ресурса, являющегося государственной собственностью и выкупленного у государства в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (конкурс на получение квоты - определенной доли - на вылов рыбы за плату). Общество не ссылается на то, что оно в соответствии со своим статусом подлежит или имеет право перейти на специальный правовой режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а следовательно, оно сохранило право как рыболовецкая артель (колхоз) до 01.01.2005 на применение льготы в ранее действовавшем порядке или в порядке, предусмотренном для сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащих переводу на специальный налоговый режим.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционной инстанции от 04.09.2006 является правомерным и не подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2006 по делу N А42-13710/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путина" - без изменения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г. N А42-13710/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника