Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2006 г. N А56-59768/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Морозовой Н.А., Асмыковича А.В.,
рассмотрев 04.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2006 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2006 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-59768/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кириши-Балтик Ойл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в невыплате 28 985 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и неначислении процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков возврата 350 620 руб. НДС за октябрь 2004 года, и об обязании налогового органа совершить действия по перечислению 28 985 руб. НДС и начислению 22 846 руб. 75 коп. процентов.
Решением суда от 19.04.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2006 решение суда изменено. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем принятия решения о начислении процентов в сумме 19 176 руб. 72 коп. за несвоевременный возврат НДС за октябрь 2004 года и направления его в орган федерального казначейства. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 4 статьи 176 НК РФ, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований. Размер начисленных процентов Инспекция не оспаривает.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество в октябре 2004 года на основании контракта от 02.12.2003 N 2-12/03 с компанией "WILTON GROUP LLC" (США) осуществляло поставку топлива и горюче-смазочных материалов (перемещение припасов). Налогоплательщик представил в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - Инспекция по Киришскому району) декларацию по НДС по ставке 0 процентов за октябрь 2004 года, а также документы, подтверждающие право на возмещение из бюджета 350 620 руб. налога, и заявление о возврате указанной суммы на расчетный счет Общества.
Инспекция по Киришскому району провела камеральную налоговую проверку представленных документов и приняла решение от 03.02.2005 N 13-7Э о возмещении из бюджета 28 985 руб. НДС и об отказе в возмещении 321 635 руб. налога за октябрь 2004 года. Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа в части отказа в возмещении из бюджета 321 635 руб. налога, обжаловало его в арбитражный суд.
В рамках арбитражного дела N А56-10051/2005 по заявлению Общества спорное решение налогового органа признано недействительным в части отказа в возмещении 321 635 руб. НДС, на Инспекцию возложена обязанность возместить заявителю из бюджета путем возврата на его расчетный счет указанную сумму НДС за октябрь 2004 года.
Налоговый орган исполнил решение суда от 18.03.2005 по делу N А56-10051/2005 частично: фактически перечисление 321 635 руб. НДС произведено заявителю по платежному поручению от 15.08.2005 N 773 (лист дела 12), а денежные средства поступили в полном объеме на расчетный счет заявителя 16.08.2005 без начисления процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ. Кроме того, Инспекция не перечислила 28 985 руб. налога согласно решению от 03.02.2005 N 13-7Э об их выплате.
Поскольку Инспекцией возврат НДС произведен не в полном объеме и в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ без начисления процентов, Общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.
Подтвердив право Общества на получение 28 985 руб. НДС за октябрь 2004 года и процентов за несвоевременную выплату суммы налога (321 635 руб. и 28 985 руб.), суды признали бездействие налогового органа незаконным, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов с учетом восьми дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, двух недель, отведенных казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При нарушении сроков, предусмотренных названной нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Инспекция вынесла в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок решение об отказе Обществу в возмещении из бюджета 321 635 руб. НДС, уплаченных поставщикам при реализации товаров на экспорт и предъявленных к вычету согласно декларации за октябрь 2004 года.
Однако последующее признание судом недействительным решения Инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении спорной суммы налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет суду сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ идет речь только о законном и обоснованном решении налогового органа.
Вынесение налоговым органом решения, признанного судом недействительным, рассматривается как невынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Таким образом, при наличии поданного в пределах трехмесячного срока установленного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 НК РФ заявления налогоплательщика о возврате на его расчетный счет подлежащей возмещению из бюджета суммы налога в случае несвоевременного возврата налога на эту сумму начисляются проценты.
Порядок начисления и выплаты процентов за несвоевременное возмещение налога, предусмотренных статьей 176 НК РФ, конкретизирован в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
Согласно этому документу обязанности по начислению процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику подлежащей возмещению из бюджета суммы НДС, по отражению этих сумм в заключении о возврате налога и по направлению заключения органу федерального казначейства возложены на налоговый орган.
Следовательно, Инспекция обязана обеспечить выплату налогоплательщику процентов, предусмотренных в рассматриваемом случае в пункте 4 статьи 176 НК РФ, одновременно с возвратом из бюджета суммы НДС.
Неисполнение налоговым органом вышеперечисленных обязанностей свидетельствует о его незаконном бездействии, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражный суд на основании статей 137 и 138 НК РФ и статей 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Инспекция возвратила Обществу 321 635 руб. НДС за октябрь 2004 года только 16.08.2005, то есть с пропуском срока, предусмотренного статьей 176 НК РФ, и без начисления процентов, а также не перечислила 28 985 руб. налога согласно решению от 03.02.2005 N 13-7Э об их выплате.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда от 19.04.2006, обязав Инспекцию устранить допущенные ею нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем начисления 19 176 руб. 72 коп. процентов, так как размер процентов исчислен с учетом сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ и статьей 6.1 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2006 по делу N А56-59768/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2006 г. N А56-59768/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника