Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2006 г. N А21-5512/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 13.12.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.05 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.06 (судьи Лопато И.Б., Фокина Е.А., Шестакова М.А.) по делу N А21-5512/2005,
установил:
Индивидуальный предприниматель Бабич Дмитрий Анатольевич обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным постановления Калининградской таможни (далее - таможня) от 05.07.05 по делу об административном правонарушении N 10205000-274/2005 о назначении предпринимателю административного наказания на основании части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.12.05 оспариваемое постановление таможенного органа признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.06 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты в связи с неправильным, по ее мнению, применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает на то, что при таможенном оформлении автомобиля предприниматель представил документ, подтверждающий соответствие параметров выхлопных газов обязательным требованиям, легитимность которого опровергнута в ходе мероприятий таможенного контроля. Как полагает таможенный орган, вина заявителя в совершении административного правонарушения выражается в несоблюдении достаточной степени заботливости и осмотрительности при ввозе товара.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что предприниматель Бабич Д.А. ввез на таможенную территорию Российской Федерации товар - автомобиль "Mersedes-Benz-0303-11R". При таможенном оформлении товара по грузовой таможенной декларации N 10205100/191004/0036193 заявитель представил сертификат официального представителя производителя в Российской Федерации от 06.10.04 N RUS2016752, подтверждающий соответствие автомобиля техническим требованиям к содержанию вредных веществ в выхлопных газах, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.02 N 1348-р "Об экологических характеристиках грузовых автомобилей и автобусов, оборудованных дизельным двигателем" (далее - Распоряжение от 24.09.02 N 1348-р).
В ходе автотехнического исследования выявлено, что автомобиль не соответствует техническим требованиям, предусмотренным Распоряжением от 24.09.02 N 1348-р, в части выбросов оксидов азота. По информации официального представителя производителя в Российской Федерации сертификат от 06.10.04 N RUS2016752 им не выдавался.
Несоблюдение установленных запретов на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товара, не отвечающего экологическим требованиям, послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на Бабича Д.А. наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Признавая постановление таможенного органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели в действиях предпринимателя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 2 Распоряжения от 24.09.02 N 1348-р Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано не производить таможенное оформление бывших в эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, оборудованных дизельными двигателями, у которых не имеется документального подтверждения их соответствия на момент производства техническим требованиям по содержанию следующих вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода - не более 4,9 г/кВт. ч, углеводородов - не более 1,23 г/кВт. ч, оксидов азота - не более 9 г/кВт. ч.
Согласно материалам дела при таможенном оформлении предприниматель представил сертификат, подтверждающий соответствие ввезенного автомобиля обязательным экологическим требованиям. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что указанный документ сертифицирующей организацией не выдавался.
Представление при декларировании товаров недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, квалифицируется по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, являющейся специальной правовой нормой по отношению к части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Систематическое толкование положений части 3 статьи 16.2 и части 1 статьи 16.3 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что несоблюдение установленных запретов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации квалифицируется по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ только в том случае, если эти действия не сопряжены с представлением при декларировании товаров недействительных документов.
При таких обстоятельствах таможенный орган неправильно квалифицировал действия предпринимателя, что является основанием для отмены оспариваемого постановления (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.06 по делу N А21-5512/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2006 г. N А21-5512/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника