Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2006 г. N А42-1456/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 19.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.08.2006 по делу N А42-1456/2006 (судья Беляева Л.Е.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Лежнин Владимир Иванович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее - Фонд) по отказу в зачете 5 400 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплаченных в 2002 - 2004 годах в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального казначейства по Мурманской области, в качестве второго ответчика -Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция).
Решением суда от 11.08.2006 заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал незаконными действия Инспекции и отказал в удовлетворении требований заявителя к Фонду.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуальными возмездными платежами и не входят в налоговую систему Российской Федерации, а в действующем законодательстве отсутствует норма, прямо возлагающая на налоговый орган обязанность по осуществлению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Лежнин В.И. в период с 23.01.2003 по 14.12.2004 платежными поручениями и квитанциями Сбербанка России перечислил страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2002 - 2004 годы в сумме 5 400 руб., ошибочно указав коды бюджетной классификации 1010610 и 1010620. предусмотренные для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии страхователями - работодателями, в результате чего образовалась переплата:
- по коду 1010610 в сумме 3 600 руб. (платежные поручения от 23.01.2003 N 9 на сумму 1 200 руб., от 17.02.2003 N 12 на сумму 400 руб., от 05.03.2004 N 19 на сумму 600 руб., от 08.01.2004 N 13 на сумму 800 руб., квитанция от 14.12.2004 на сумму 600 руб.);
- по коду 1010620 в сумме 1 800 руб. (платежные поручения от 23.01.2003 N 10 на сумму 600 руб., от 17.02.2003 N 11 на сумму 200 руб., от 05.03.2004 N 20 на сумму 300 руб., от 08.01.2004 N 14 на сумму 400 руб., квитанция от 14.12.2004 на сумму 300 руб.).
В заявлениях от 03.06.2005 и от 19.10.2005, направленных в адрес Фонда, предприниматель Лежнин В.И. просил зачесть указанные платежи на правильные коды бюджетной классификации.
Фонд отказал в проведении зачета платежей, ссылаясь на то, что администратором платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются налоговые органы.
Предприниматель обратился в Инспекцию с аналогичным заявлением о зачете ошибочно уплаченных платежей.
Отказывая в проведении зачета, налоговый орган указал, что не уполномочен производить зачет и возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку такие платежи являются неналоговыми и Инспекция не производит их начисление.
Считая действия Фонда незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд пришел к выводу, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести соответствующий зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и возложил на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о зачете 5 400 руб. излишне уплаченных страховых взносов на соответствующие коды бюджетной классификации.
Кассационная инстанция, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 5 400 руб. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по кодам 1010610 и 1010620, предназначенным для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконными действия Инспекции по отказу в зачете спорных платежей и возложил на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о зачете 5 400 руб. уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет уплаты в 2002 - 2004 годах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя Лежнина В.И. в части признания незаконными действий Фонда по отказу в зачете 5 400 руб. ошибочно перечисленных страховых взносов.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством. В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иных возможностей возврата или зачета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, в том числе излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлено.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального. кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.08.2006 по делу N А42-1456/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2006 г. N А42-1456/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника