Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2006 г. N А21-2553/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 07.12.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.06 по делу N А21-2553/2006 (судья Сергеева И.С.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Баженов Сергей Владимирович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду (далее - Инспекция) от 24.04.06 N 340 в части доначисления 146 308 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2005 года.
Решением от 08.11.2005 суд удовлетворил заявление, признав на основании пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ право предпринимателя на вычет оспариваемой суммы НДС, уплаченной им при ввозе товаров в режиме свободной таможенной зоны.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение суда и отказать Баженову С.В. в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, обжалуемый судебный акт принят с нарушением пунктов 1-2 статьи 171 НК РФ, так как оспариваемая сумма НДС уплачена предпринимателем при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в режиме ИМ 71, который согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской федерации от 23.08.02 N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" (далее - Приказ ГТК N 900). соответствует режиму свободной таможенной зоны.
Представители сторон, дважды и в установленном порядке извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела предприниматель Баженов С.В. представил в Инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2005 года (листы дела 22-28), предъявив к вычету 147 539 руб., в том числе 146 308 руб. НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а к возмещению - 125 707 руб.
Решением от 24.04.06 N 340, принятым в результате камеральной проверки этой декларации, Инспекция доначислила предпринимателю 146 308 руб. НДС по сроку 20.01.06. признав неправомерным в силу пункта 2 статьи 171 НК РФ предъявление этой суммы налога к вычету. Данный вывод основан на том, что согласно представленным к проверке грузовым таможенным декларациям ввоз товаров "осуществлен в таможенном режиме с кодом ИМ 71", который в соответствии с Приказом ГТК N 900 является режимом свободной таможенной зоны и имеет ограничения при вывозе товаров из особой экономической зоны.
Кассационная коллегия считает, что данное решение правомерно признано в судебном порядке недействительным, поскольку не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права установлены статьями 171-172 НК РФ. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Согласно пункту 2 этой статьи в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действующей в проверяемый период, вычетам подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, установленных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно же пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
В данном случае Инспекция, не оспаривая факты ввоза на территорию Российской Федерации товаров и уплаты предпринимателем таможенным органам 146 308 руб. НДС, решением от 24.04.06 N 340 начислила эту же сумму к уплате по сроку 20.01.06, что свидетельствует о двойном налогообложении и противоречит положениям пункта 2 статьи 173 НК РФ. Вместе с тем, пункт 1 статьи 172 НК РФ в действующей в проверяемый период редакции предусматривает вычет сумм НДС, "фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации" после их оприходования и при наличии соответствующих первичных документов, что налоговый орган в данном случае не оспаривает.
Несостоятельна и ссылка Инспекции на Приказ ГТК N 900, в котором не предусмотрен "таможенный режим выпуска для свободного обращения", указанный в пункте 1 статьи 171 НК РФ. Согласно же подпункту 24 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) свободное обращение - это оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ, а в силу пункта 2 статьи 149 ТК РФ выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов.
Вместе с тем из пункта 2 статьи 155 ТК РФ следует, что таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). В свою очередь, свободный склад в силу статьи 75 ТК РФ является таможенным режимом, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов.
При таких обстоятельствах следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для начисления предпринимателю Баженову С.В. к уплате 146 308 руб. НДС, фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.06 по делу N А21-2553/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2006 г. N А21-2553/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника