Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 декабря 2006 г. N А13-15954/2005-08
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 11.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Татьяны Егоровны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.04.2006 по делу N А13-15954/2005-08 (судья Чельцова Н.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Вологодской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Павловой Татьяны Егоровны 329 210 руб. 97 коп. задолженности по налогам, сборам и пени, а также штрафов на основании решения от 29.07.200 5 N 90 и требований от 29.07.2005 об уплате налога и пени и об уплате налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2006 заявленные инспекцией требования частично удовлетворены: с предпринимателя взыскано 208 368 руб. 96 коп. задолженности по налогам, сборам и пени, а также штрафов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 5, 32, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы указывает на наличие расхождений в суммах задолженности, подлежащей взысканию; наличие справки, подтверждающей существование общества с ограниченной ответственностью "Диалог"; неисполнение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику налогового уведомления, установленной статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации; нарушение инспекцией положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, предприниматель ссылается на документально неподтвержденные факты представления в налоговый орган деклараций по единому социальному налогу и по налогу с продаж за 2002-2003 год; выражает сомнения относительно того, что инспекцией была проведена выездная, а не камеральная проверка. Павлова Т.Е. также считает, что, поскольку на момент рассмотрения спора налог с продаж отменен, в силу положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации он не подлежит взысканию.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов жалобы проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления предпринимателем Павловой Т.Е. налога с продаж, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, сбора на содержание милиции, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.12.2003. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 24.06.2005 N 78 и вынесено решение от 29.07.2005 N 90 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафов по пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением предпринимателю также доначислено и предложено уплатить суммы задолженности по налогам, сборам, пени и штрафы. На основании решения инспекции от 29.07.2005 N 90 налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлены два требования от 29.07.2005 об уплате налога и пени и об уплате налоговых санкций в срок до 15.08.2005. Поскольку в установленный срок в добровольном порядке задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам предпринимателем не погашена, инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Основанием доначисления налогоплательщику налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость послужило то обстоятельство, что контрагент предпринимателя - общество с ограниченной ответственностью "Диалог" по юридическому адресу, указанному в счетах-фактурах и договоре не находится, более того, подобного адреса не существует, представленные на проверку счета-фактуры и договор подписаны неизвестными лицами, подписи руководителя и главного бухгалтера не расшифрованы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В силу пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого социального налога признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления как единого социального налога, так и налога на доходы физических лиц, необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены. При этом во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.
Согласно пункту 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с Порядком учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 (далее - Порядок учета доходов и расходов), индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (пункт 2 Порядка учета доходов и расходов).
В силу пункта 9 Порядка учета доходов и расходов выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: 1) наименование документа (формы): 2) дату составления документа; 3) при оформлении документа от имени юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; 4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; 5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); 6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Аналогичные положения предусмотрены Порядком учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430. вступившим в действие с 11.09.2002.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции: измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении: наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями установлено, что понесенные предпринимателем расходы подтверждены первичными документами - договором и счетами фактурами, не соответствующими требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, а, следовательно, данные расходы, не являясь документально подтвержденными, не могут быть учтены при исчислении налоговой базы.
В соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 названного кодекса налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В данном случае налоговым органом установлено, что в счетах-фактурах, на основании которых налогоплательщик в 2002 - 2003 годах применил спорную сумму налоговых вычетов, содержится недостоверная информация о продавце товаров -обществе с ограниченной ответственностью "Диалог" (об адресе, ИНН). Кроме того, судебные инстанции обоснованно указали на правомерность вывода налогового органа о том, что счета-фактуры и договор, подписаны от имени руководителя и главного бухгалтера ООО "Диалог" неизвестными лицами, а следовательно, не соответствуют требованиям статьи 262 и пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отклоняет ссылку подателя жалобы на нарушение налоговым органом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в ненаправлении уведомления о суммах налога, подлежащих уплате, как несостоятельную. В частности, налогоплательщик не учитывает положения подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Более того, в силу пункта 1 статьи 153, пункта 1 статьи 210, пункта 1 статьи 226, пункта 1 статьи 237, пункта 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики (налоговые агенты) налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц самостоятельно определяют налоговую базу по указанным налогам и производят расчет налога, подлежащего уплате (удержанию и перечислению).
Ссылка предпринимателя на статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации и необоснованное взыскание задолженности по налогу с продаж также отклоняется судом кассационной инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Статьей 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что глава 27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу с 1 января 2004 года. Поскольку возможности действия указанной правовой нормы с обратной силой законом не предусмотрено, действия положений главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на материально-правовые отношения, возникшие до 01.01.2004, не отменяя обязанности плательщика налога с продаж по перечислению соответствующей суммы налога в бюджет за предыдущие налоговые периоды.
Доводы подателя жалобы относительно наличия расхождений в суммах задолженности, подлежащей взысканию; наличия справки, подтверждающей существование общества с ограниченной ответственностью "Диалог"; представления в налоговый орган деклараций по единому социальному налогу и по налогу с продаж за 2002-2003 год; нарушения инспекцией положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом как не подтвержденные соответствующими доказательствами и не основанные на материалах дела.
Возражения ответчика по размеру заявленных требований также не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, так как контррасчета с обоснованием подлежащих, по его мнению, применению показателей предприниматель при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представил. Невыполнение своевременно предусмотренной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности представлять доказательства в обоснование своих доводов лишает сторону в силу части третьей статьи 41 названного кодекса возможности ссылаться на данное обстоятельство в суде кассационной инстанции и возлагает на предпринимателя, исходя из закрепленного статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности арбитражного процесса, риск наступления негативных для него последствий в связи с несовершением соответствующих процессуальных действий.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, в связи с чем основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.04.2006 по делу N А13-15954/2005-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Татьяны Егоровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2006 г. N А13-15954/2005-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника