Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2006 г. N А26-120/2006-16
Резолютивная часть постановления оглашена 14.12.2006.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Кустова А.А., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Богдановой А.В. (доверенность от 16.11.2004), от Министерства финансов Республики Карелия Карповой Н.С. (доверенность от 01.08.2006),
рассмотрев 14.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2006 (судьи Марченко Л.Н., Аносова Н.В., Ларина Т.С.) по делу N А26-120/2006-16,
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 154 236 руб. 78 коп. - денежных средств, необоснованно перечисленных в бюджет Республики Карелия. Исковые требования мотивированы статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия.
Решением от 10.05.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина РК за счет казны Республики Карелия в пользу Отделения ФСС взыскано 154 236 руб. 78 коп.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2006 решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Отделение ФСС просит постановление отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2006. Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции принял судебный акт, основываясь на не действующей на день принятия постановления норме бюджетного кодекса; ошибочно посчитал, что нормы статьи 1102 ГК РФ и иные нормы гражданского законодательства не предусматривают ответственность финансового органа, представляющего интересы бюджета в суде по спорному правоотношению.
В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик представил письменный отзыв на кассационную жалобу, просил постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим ОАО "Пудожский ордена "Знак почета" лесопильный завод" было признано и включено в реестр требований кредиторов должника первой очереди требование Отделения ФСС в размере 154 236 руб. 78 коп. капитализированных платежей, подлежащих выплате Осецкой В.А., которой причинен вред здоровью на предприятии должника.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 25.05.99 N" следует читать "от 25.05.99 N 38н"
Платежным поручением от 02.07.2002 N 19 с указанием в графе "назначение": "удовлетворение требований кредитора первой очереди по реестру требований в ФСС" денежные средства в размере 154 236 руб. 78 коп. ошибочно перечислены в бюджет Республики Карелия. Из платежного поручения усматривается, что код бюджетной классификации 1010102 по которому произведено перечисление, соответствует согласно "Классификации доходов бюджетов Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 25.05.99 N в редакции, действовавшей на момент перечисления денежных средств налогу на прибыль организаций, перечисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в том числе за счет капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей. На основании пункта 2 статьи 23 этого же закона при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются его председателем.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение, в постановлении сослался на недействующую норму статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Согласно пунктам 1, 3 статьи 239 БК РФ в редакции, действующей с 01.01.2006, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Ссылка апелляционной инстанции на то, что возврат излишне уплаченных сумм налогов и сборов разрешается в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления, не может быть применена к обстоятельствам настоящего дела.
Спорные денежные средства не относятся к налогам и сборам в смысле статей 8, 13, 14, 15 НК РФ. Ошибочное указание в платежном поручении кода бюджетной классификации, соответствующего налогу на прибыль организаций, не может влиять на правовую природу данного платежа. Кроме того, при рассмотрении дела N А26-1250/2005, в котором Отделение ФСС первоначально предъявило иск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия о взыскании спорных денежных средств, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия признана ненадлежащим ответчиком и в иске отказано.
При указанных обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о выборе истцом неверного способа защиты своего нарушенного права сделан на основе не правильного применения норм материального права.
Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей согласно статье 8 ГК РФ является неосновательное обогащение.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Указанное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Бюджет Республики Карелия неосновательно получил средства, предназначенные Отделению ФСС. Факт перечисления спорных денежных средств в республиканский бюджет установлен судами обеих инстанций и сторонами не оспаривается.
Учитывая изложенное, решение суда о взыскании денежных средств законно и обоснованно, а постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного от 26.09.2006 по делу А26-120/2006-16 отменить.
Решение арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2005 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2006 г. N А26-120/2006-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника