Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 декабря 2006 г. N А56-18833/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Лентрансимпорт" Кужарова С.А. (доверенность от 10.04.2006),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - Лукиной О.Н. (доверенность от 20.03.2006 N 280),
рассмотрев 25.12.2006 в, открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2006 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2006 (судьи Протас Н.И., Масенкова И.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-18833/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лентрансимпорт" (далее - общество, ООО "Лентрансимпорт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 16.02.2005 N 87.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2006 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, документы, представленные обществом, не заверены должным образом, а именно: на документах отсутствует подпись "верно"; не указана должность лица, заверившего копию документа, отсутствует его личная подпись, расшифровка подписи и дата заверения, что является нарушением пункта 3.26 постановления Госстандарта Российской Федерации от 03.03.2003 N 65-СТ "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации". Инспекция указывает, что обществом не подтверждена подлинность представленных документов, в силу чего они не могут служить основанием для применения налогоплательщиком налоговых вычетов в порядке, предусмотренном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 года, в которой заявило 333 679 руб. налоговых вычетов. Налоговый орган направил налогоплательщику запрос от 02.12.2004 N 10-016/15547 о представлении документов для проведения налоговой проверки, подтверждающих право на налоговые вычеты". В связи с непредставлением обществом в установленный срок запрошенных документов инспекция вынесла решение от 16.02.2005 N 87 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым отказала в применении заявленных в декларации налоговых вычетов (пункт 2 решения) и доначислила 333 679 руб. налога на добавленную стоимость (пункт 3 решения). Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно указали на то, что налогоплательщиком не нарушен установленный статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации порядок применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 названного кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 названного кодекса налоговые вычеты. В силу пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров* (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с положениями статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплачены им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено уплатой им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также принятием на учет этих товаров при наличии соответствующих первичных документов.
На основании материалов дела суды правомерно установили, что общество выполнило все условия для предъявления суммы налога на добавленную стоимость к вычету, предусмотренные статьями 171, 172 и пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
В определении от 12.07.2006 N 267-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета".
Следовательно, факт непредставления документов, являющихся основанием получения налогового вычета, в ходе налоговой проверки не исключает возможности их представления в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно приняли во внимание следующие обстоятельства. Для проведения камеральной налоговой проверки инспекция направила обществу запрос о предоставлении документов по адресу, указанному в учредительных документах (исх. N 10-16/15547 от 02.12.2004). Однако письмо вернулось в инспекцию. Налогоплательщику оно вручено не было.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно приняли, исследовали и оценили документы, представленные обществом и подтверждающие его право на налоговый вычет.
Суд кассационной инстанции отклоняет как формальный довод налогового органа о том, что документы, представленные обществом, не заверены надлежащим образом, поскольку указанные ксерокопии документов соответствуют их подлинникам.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Налоговым органом не представлены доказательства обоснованности отказа обществу в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 года. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2006 по делу N А56-18833/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г. N А56-18833/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника