Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2006 г. N А26-4740/2006-24
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев 25.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2006 по делу N А26-4740/2006-24 (судья Мещерякова К.И.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Декларант" (далее - общество) 19 647 руб. штрафных санкций: 1 998 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, целевого сбора на благоустройство и единого социального налога; 183 руб. по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление деклараций по целевому сбору на благоустройство и транспортному налогу; 2 050 руб. по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля; 15 000 руб. по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов; 416 руб. по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за не перечисление неудержанного налога на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2006 заявленные инспекцией требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества 19 231 руб. штрафных санкций. Во взыскании 416 руб. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда в отклоненной части заявленных требований. Налоговый орган считает, что суд неправильно истолковал положения статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации и неправильно применил пункты 4 и 6 статьи 226, пункт 3 статьи 210 и пункт 3 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации общество не исчислило и не удержало 2 080 руб. налога на доходы физических лиц с 16 000 руб. дохода, перечисленного 09.07.2003 на лицевой счет Секачева Н.А. за услуги по перевозке. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 28.11.2005 N 12-04/80 и вынесено решение от 15.12.2005 N 12-04/82, которым за указанное правонарушение инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 416 руб. штрафа. Требованием от 15.12.2005 N 163 инспекция предложила налогоплательщику уплатить штрафные санкции. Однако в установленный срок общество не уплатило санкции в полном объеме, в связи с чем инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.
В силу пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае не уплаты налогоплательщиком (иным лицом) - организацией или индивидуальным предпринимателем суммы налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Из пунктов 7 и 8 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия, указанного постановления, направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания с налогоплательщиков налоговых санкций, не превышающих определенного предела.
Следовательно, с 01.01.2006 дела о взыскании данных санкций, не подлежат рассмотрению в арбитражных судах (за исключением дел по заявлениям, поданным до 01.01.2006 - пункт 2 статьи 3 Закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ).
Из материалов дела следует, что определением от 06.06.2006 суд первой инстанции принял к производству заявление налоговой инспекции о взыскании с налогоплательщика 19 647 руб. налоговых санкций, поступившее в суд 02.06.2006. По результатам рассмотрения дела суд принял решение от 07.08.2006.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 20.02.2006 N 105 разъяснил, что в случае принятия к производству заявления о взыскании налоговых санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, поданного после 31.12.2005, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 30 указано, что взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114, пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2006 по делу N А26-4740/2006-24 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. N А26-4740/2006-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника