Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 января 2007 г. N А21-1849/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 09.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области на решение Арбитражного Калининградской области от 04.05.2006 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2006 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А21-1849/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (правопредшественник - Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградская железная дорога") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Калининградской области о взыскании 14 595, 92 руб. расходов, образовавшихся в результате предоставления в 2002 году льгот по оплате электроэнергии.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать 6300, 80 руб. расходов с Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области за счет казны Калининградской области и 8 295,12 руб. расходов с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Определением от 12.04.2005 требование открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Общество) о взыскании с Государственного учреждения по бюджету и финансам администрации Калининградской области за счет казны Калининградской области расходов в сумме 6 300, 80 руб. выделено в отдельное производство с присвоением делу N А21-1849/05-С2.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец изменил свои исковые требования и просил взыскать 6 300 руб. 80 коп. с Калининградской области за счет средств казны Калининградской области в связи с предоставлением в 2002 голу льгот по оплате электроэнергии в соответствии с законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (включая налог на добавленную стоимость - 900 руб. 27 коп.).
Решением от 04.05.2006 с Министерства финансов Калининградской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации в пользу Общества взыскано 5 400 руб. 53 коп., в части взыскания 900 руб. 27 коп. отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Калининградской области просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как-принятые с нарушением норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие "Калининградская железная дорога", правопреемником которого является Общество, предоставляло в 2002 году льготу по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом.
В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: актами сверки расчетов, договорами на оказание услуг, списками лиц, имеющих право на льготу.
В соответствии с подпунктом "ж" абзаца 2 статьи 16 Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) реабилитированные лица имеют право на 50-процентную скидку при оплате жилой площади и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 17 названного Закона порядок предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренных настоящим Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Таким образом, Правилами установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот соответствующим категориям граждан, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.
Однако в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, возмещение расходов организациям должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует решить вопрос о привлечении надлежащего ответчика и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Также суду следует установить, включались ли в тарифы, по которым приобреталась электроэнергия, компенсации, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2006 по делу N А21-1849/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 января 2007 г. N А21-1849/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника