Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2006 г. N А52-71/2006/2
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Власовой М.Г., при участии от администрации Псковской области Лукьяновой Н.А. (доверенность от 12.09.2006 N МК-6-2384), от Госкомитета Вдовиной Н.И. (доверенность от 15.04.2006 N 1/10-1429),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Великие Луки на решение от 24.04.2006 (судья Яковлев А.Э.), дополнительное решение от 23.06.2006 (судья Яковлев А.Э.), постановления апелляционной инстанции от 14.07.2006 (судьи Тимаев Ф.И., Зотова И.М., Васильева О.Г.) и от 18.08.2006 (судьи Рутковская Л.Г., Зотова И.М., Барков С.А.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-71/2006/2,
установил:
Прокурор Псковской области в интересах администрации Псковской области обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации города Великие Луки о признании незаконными ее действий и бездействия, выразившихся в отказе и непередаче в установленный срок в собственность субъекта Российской Федерации - Псковской области - муниципального имущества, подлежащего передаче, а также об обязании администрации города Великие Луки в течение пятнадцати дней со дня вынесения решения суда передать в собственность Псковской области со всей необходимой для регистрации недвижимого имущества документацией следующее муниципальное имущество:
учреждение здравоохранения "Великолукский туберкулезный диспансер" в составе зданий взрослого и детского отделений, хозяйственного корпуса;
учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер" в составе основного здания и гаража металлического;
учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Великолукский" в составе здания детского санатория и ледника;
учреждение здравоохранения "Великолукский онкологический диспансер" в составе административного здания, гаража кирпичного, здания основного онкодиспансера, пищеблока, погреба (овощехранилища), пристройки для радиоизотопной пушки;
учреждение здравоохранения "Великолукский наркологический диспансер" в составе нежилого дома и гаража;
учреждение здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер" в составе зданий диспансера, прачечной, лаборатории;
учреждение образования "Специальная (коррекционная) школа N 14 с трудовой подготовкой" в составе части здания (1747,5 кв. м) для размещения школы и склада кирпичного;
учреждение образования "Великолукская средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в составе комплекса строений школы-интерната (общежития -трехэтажного спального корпуса, гаража кирпичного, овощехранилища, кирпичного учебно-административного здания, кирпичного навеса, трехэтажного здания пристройки, хозяйственного блока, кирпичной эстакады), одноэтажного здания (теплицы кирпично-деревянной, навеса для дров, забора железобетонного), комплекса строений оздоровительного лагеря школы-интерната "Изоча";
учреждение социальной поддержки и защиты граждан в составе одноэтажного здания для отдела социальной защиты населения, комплексного центра социального обслуживания населения (части специализированного здания - комнаты ночного пребывания, встроенного помещения - офиса - в жилом доме, части встроенного помещения для размещения приюта для несовершеннолетних, части встроенного помещения для размещения дома ночного пребывания, части встроенного помещения).
Определением от 13.03.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям (далее - Госкомитет).
Определением от 14.03.2006 принято к производству заявление администрации г. Великие Луки о признании недействительными распоряжений администрации Псковской области от 19.12.2005 N 280-р и 282-р в части недвижимого имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Город Великие Луки" в собственность субъекта Российской Федерации, а также распоряжений от 23.12.2005 N 292-р, от 22.02.2006 N 24-р в части движимого и недвижимого имущества, передаваемого в собственность Псковской области. Делу, возбужденному на основании указанного заявления, присвоен N А52-617/2006/2.
Определением от 27.03.2006 дело N А52-71/2006/2 объединено с делом N А52-617/2006/2 для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А52-71/2006/2.
Определением от 17.04.2006 в отдельное производство выделены требования, связанные с четырьмя объектами недвижимости, расположенными в г. Великие Луки по адресам; ул. Третьей Ударной армии, д. 69, корп. 1; пер. Санитарный, д. 3; пр. Гагарина, д. 6-а; ул. Ставского, д. 81, с присвоением выделенному делу N А52-1139/2006/2. Этим же определением к участию в названном деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Главное управление социального развития и труда Псковской области, Управление образования города Великие Луки, государственное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 9 VIII вида", муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница".
Решением от 24.04.2006 (с учетом определения от 14.07.2006 об исправлении опечатки) признано незаконным бездействие администрации г. Великие Луки, связанное с передачей в собственность субъекта Российской Федерации - Псковской области имущества муниципальных учреждений, перечисленных в заявлении прокурора, как не соответствующее пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ, пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьям 7, 9 Закона Псковской области от 10.02.98 N 5-оз; в остальной части иска отказано.
Дополнительным решением от 23.06.2006 из резолютивной части решения от 24.04.2006 исключено предложение "в остальной части иска отказать"; резолютивная часть дополнена указанием на отказ прокурору в части требований об обязании передать спорное имущество и отказ администрации г. Великие Луки в удовлетворении заявления к администрации Псковской области о признании недействительными распоряжений от 19.12.2005 N 280-р и 282-р, от 23.12.2005 N 292-р, от 22.02.2006 N 24-р.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2006 решение от 24.04.2006 оставлено без изменения.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2006 дополнительное решение от 23.06.2006 оставлено без изменения.
Администрация г. Велики Луки в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как указывает податель жалобы, в нарушение пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ администрация Псковской области распорядилась о принятии в областную собственность недвижимого имущества, не включенного в предложения администрации г. Великие Луки, используемого передаваемыми учреждениями по договорам безвозмездного пользования; на момент принятия администрацией Псковской области распоряжений от 19.12.2005 и 23.12.2005 срок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в областную был продлен до 01.01.2008; вопреки указанному выше пункту в редакции, действовавшей на момент вынесения судом решения, имущество передано без согласия учреждений, за которыми оно закреплено; использование учреждениями имущества на условиях безвозмездного пользования не противоречит нормам материального права.
Администрация Псковской области в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что обязательность передачи недвижимого имущества, необходимого субъекту Российской Федерации для осуществления возложенных на него полномочий, независимо от оснований его использования вытекает из федерального законодательства, не предусматривающего возможность передачи органами местного самоуправления части имущества - в собственность субъекта Российской Федерации, а другой части - в безвозмездное пользование; спорная недвижимость неправомерно была изъята из оперативного управления подлежащих передаче учреждений и предоставлена им в безвозмездное пользование; суд правомерно разрешил спор в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Прокурор в отзыве на жалобу также просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что в связи с принятием администрацией Псковской области с 01.01.2006 специализированных учреждений здравоохранения, образования и социальной сферы в собственности Псковской области закреплено и соответствующее имущество, необходимое для обеспечения деятельности этих учреждений; согласен с отклонением требований в части обязания администрации г. Великие Луки передать имущество.
В судебном заседании представители администрации Псковской области и Госкомитета против удовлетворения жалобы возражали, считая, что передаче в собственность субъекта Российской Федерации подлежит все имущество, относящееся к учреждениям, предложенным органами местного самоуправления к передаче; после продления срока безвозмездной передачи до 01.01.2008 администрация г. Великие Луки направленные ранее предложения не отозвала.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решением Великолукской городской Думы от 26.08.2005 N 65 администрация города Великие Луки наделена полномочиями по передаче (принятию) имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Администрация города Великие Луки в сентябре 2005 года направила в администрацию Псковской области предложения по передаче в собственность Псковской области объектов муниципальной собственности в сфере социального обслуживания населения, образования, здравоохранения.
Распоряжениями администрации Псковской области от 19.12.2005 N 280-р, 282-р, от 23.12.2005 N 292-р принято предложение Госкомитета с учетом предложений органов местного самоуправления города Великие Луки о безвозмездной передаче в собственность области муниципального имущества, необходимого для осуществления полномочий Псковской области в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, согласно приложениям; предписано осуществить приемку-передачу имущества до 31.12.2005; определено, что право собственности на передаваемое имущество переходит к Псковской области с момента подписания передаточного акта, но не позднее 31 декабря 2005 года.
Администрация г. Великие Луки, считая, что в приложения к названным распоряжениям администрации Псковской области необоснованно включено недвижимое имущество, которое к передаче в собственность субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления не предлагал, письмом от 27.01.2006 N 116 обратилась к администрации Псковской области с просьбой внести изменения в данные приложения в соответствующей части, направив перечни имущества в своей редакции.
Распоряжением администрации Псковской области от 22.02.2006 N 24-р с учетом предложений администрации г. Великие Луки от 27.01.2006 N 116 в связи с реорганизацией Комплексного центра социального обслуживания населения путем разделения на четыре муниципальных учреждения в приложения к распоряжению от 23.12.2005 N 292-р внесены изменения с изложением приложений в новой редакции.
Приказами Госкомитета от 26.02.2006 N 79, 80, 81 принято в одностороннем порядке в собственность Псковской области имущество, указанное в приложениях к распоряжениям администрации Псковской области от 23.12.2005 N 292-р, от 19.12.2005 N 280-р и 282-р, необходимое для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, здравоохранения, образования.
Прокурор, позицию которого поддерживают администрация Псковской области и Госкомитет, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, считая, что передаче в областную собственность подлежит также и недвижимое имущество, используемое передаваемыми учреждениями здравоохранения, образования, социальной сферы, независимо от оснований такого использования.
Администрация г. Великие Луки, возражая против требований прокурора и заявляя самостоятельные требования об оспаривании распоряжений администрации Псковской области, ссылалась на то, что объекты недвижимости, не включенные в предложения, должны оставаться в муниципальной собственности.
Кассационная инстанция находит выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, правильными, а судебные акты - не подлежащими отмене или изменению.
Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнен главами IV.1 и IV.2 (статьи 26.1-26.22). Согласно статье 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов в области образования, организации оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, относящихся к категориям социально незащищенных слоев населения и льготным категориям.
Статьей 26.11 названного выше Закона предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3. Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться следующее имущество: необходимое для материально-технического обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных учреждений; необходимое для оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях; необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) на органы местного самоуправления возложена обязанность до 1 января 2006 года обеспечить безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами.
Федеральным законом от 12.10.2005 N 129-ФЗ пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ изменен; срок, в течение которого должна быть осуществлена безвозмездная передача имущества, продлен до 1 января 2008 года; органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество безвозмездно использовать данное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок безвозмездной передачи имущества, необходимого для осуществления полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, из одного уровня собственности в другой. Названным пунктом в редакции, действовавшей на момент направления администрацией г. Великие Луки в сентябре 2005 года предложений по передаче имущества, предписывалось осуществить такую передачу не позднее 31.12.2005.
Проанализировав положения законодательства, регулирующего вопросы разграничения полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, экономической основы деятельности публичных образований, правового положения учреждений, суд пришел к правильному выводу, что передаче в собственность Псковской области подлежало все имущество, необходимое для функционирования передаваемых учреждений, в том числе недвижимое имущество, используемое этими учреждениями, независимо от оснований использования (на условиях безвозмездного пользования, на праве оперативного управления или ином вещном праве).
То, что спорное имущество по своему назначению соответствует профилю передаваемых учреждений, судом установлено на основании материалов дела.
Довод администрации г. Великие Луки о неправомерном, по ее мнению, принятии администрацией Псковской области в областную собственность имущества, не включенного в предложения органа местного самоуправления, обоснованно отклонен судом, так как все спорное имущество относится к учреждениям, которые администрация г. Великие Луки предлагала передать. Возможность выборочной передачи имущества, используемого соответствующими учреждениями, из положений названных выше федеральных законов не следует.
Что касается изменения сроков безвозмездной передачи, то при отклонении этого довода судом также правомерно учтено следующее. Процедура передачи имущества начата до внесения соответствующих изменений в законодательство; предложений по приостановлению данного процесса или по отзыву направленных ранее предложений в связи с изменением сроков от администрации г. Великие Луки не поступало; ' разногласия между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием возникли не столько по срокам, сколько по составу передаваемого имущества; учреждения, имущество которых администрация г. Великие Луки отказывается передавать, приняты в областную собственность и Псковская область несет расходы по их содержанию.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу, что позиция администрации г. Великие Луки, отказывающейся передать в собственность Псковской области отдельные объекты, используемые учреждениями здравоохранения, образования, социальной сферы, не соответствует статье 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ, пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в связи с чем нарушаются права Псковской области как субъекта правоотношений, а оспариваемые администрацией г. Великие Луки распоряжения администрации Псковской области указанным законам не противоречат.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование прокурора о признании бездействия и действий администрации г. Великие Луки незаконными и отказал в признании недействительными распоряжений администрации Псковской области.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
При подаче кассационной жалобы администрация г. Великие Луки по платежному поручению от 17.11.2006 N 602 уплатила государственную пошлину в большем размере, чем это предусмотрено подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому в соответствии со статьей 333.40 того же Кодекса ей следует возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.04.2006, дополнительное решение от 23.06.2006, постановления апелляционной инстанции от 14.07.2006 и от 18.08.2006 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-71/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Великие Луки - без удовлетворения.
Возвратить администрации города Великие Луки из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2006 г. N А52-71/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника