Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2006 г. N А42-4792/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 25.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.2006 (судья Янковая Г.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2006 по делу N А42-4792/2005 (судьи Петренко Т.И., Будылева М.В., Протас Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дорис Порту" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 25.02.2005 N 21 в части отказа в возмещении 167 948 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2004 года и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением суда от 05.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2006, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Податель жалобы указывает на то, что представленные Обществом счета-фактуры от 28.09.2004 N 140 и 140усл, от 18.10.2004 N 165 и 165усл оформлены с нарушением норм статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как содержат недостоверные сведения о поставщике товара, поэтому не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представители сторон в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 25.11.2004 представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2004 года, в которой заявило в качестве налоговых вычетов 282 730 руб., а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. В заявлении от 11.02.2005 N 7 Общество просило возместить указанную сумму путем возврата на его расчетный счет.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция составила мотивированное заключение от 25.02.2005 N 70-26.2-5-19057 и приняла решение от 25.02.2005 N 70-26.2-5-19058 об отказе в возмещении из бюджета НДС, в том числе 167 948 руб. налога.
Согласно данному решению Инспекция признала соответствие представленных документов требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ (том 1, лист дела 64), но отказала, в частности, в возмещении 167 948 руб. НДС, вменив налогоплательщику в вину нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Отказ в возмещении 167 948 руб. обоснован тем, что счета-фактуры от 28.09.2004 N 140 на сумму 945 500 руб., от 28.09.2004 N 140/усл на сумму 7000 руб., от 18.10.2004 N 165 на сумму 880 110 руб. и от 18.10.2004 N 165/усл на сумму 6000 руб., выставленные заявителю обществом с ограниченной ответственностью "Деметра" (далее - ООО "Деметра"), содержат недостоверные сведения о поставщике, так как в письме Общества от 17.02.2005 N 6/1 указано, что рыбопродукция приобретена в городе Мурманске, а согласно названным счетам-фактурам продавцом и грузоотправителем является ООО "Деметра" (ИНН 7807044344), зарегистрированное по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 3, корпус 1, литера "В".
Считая отказ в возмещении НДС незаконным, Общество обжаловало решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование заявителя в обжалуемой части, указали, что представленные Обществом счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ, а решение налогового органа принято с нарушением действующего законодательства о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта подлежат возмещению путем зачета (возврата). В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.
Требования к оформлению счетов-фактур приведены в статье 169 НК РФ и в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установили, что поставщик Общества - ООО "Деметра" зарегистрировано в городе Санкт-Петербурге. В городе Мурманске у поставщика имеется обособленное подразделение, по месту нахождения которого ООО "Деметра" состоит на налоговом учете. Указанный в спорных счетах-фактурах юридический адрес поставщика соответствует адресу, указанному в его учредительных документах.
В данном случае представленные в Инспекцию и имеющиеся в материалах дела спорные счета-фактуры ООО "Деметра" содержат все предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ сведения, заверенные подписью руководителя и печатью названной организации, в том числе юридический адрес продавца и грузоотправителя - ООО "Деметра", который соответствует адресу, указанному в договорах, заключенных экспортером с этой организацией. Инспекция данные обстоятельства не оспаривает, как и факт оплаты Обществом этих счетов-фактур, в том числе НДС, путем перечисления денежных средств на счет продавца, открытый в Мурманском филиале ЗАО "Балтийский банк" и ОАО "Мончебанк". Следует также отметить, что в ходе судебного разбирательства по делу Инспекция не представила доказательства того, что названные счета-фактуры подписаны неуполномоченным на то лицом, а ООО "Деметра" не зарегистрировано по указанному им адресу.
Согласно же пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом и фактически уплаченные покупателем.
Поскольку Инспекция не оспаривает соответствие представленных вместе с декларацией по ставке 0% за октябрь 2004 года документов требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ, соблюдения Обществом требований пункта 1 статьи 172 НК РФ и факт уплаты сумм НДС на основании спорных счетов-фактур ООО "Деметра", следует признать, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в возмещении названной суммы налога в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Следовательно, выводы налогового органа о нарушениях в оформлении счетов-фактур, допущенных Обществом и препятствующих принятию заявленных в этих документах сумм НДС к вычету, правомерно признаны судами несостоятельными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.05.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2006 по делу N А42-4792/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. N А42-4792/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника