Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 декабря 2006 г. N А66-2299/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 19.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17.07.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006 (судьи Попов А.А., Жукова В.В., Закутская С.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2299/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дома в порядке +" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании за счет казны Тверской области 11 944 руб. 73 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот с 14.10.2004 по 01.08.2005 в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Определением от 20.03.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетно-кассовый центр" (далее - ООО "ЕРКЦ"), муниципальное унитарное предприятие "Тверская дирекция единого заказчика", Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области (далее - Минфин РФ), Территориальный отдел социальной защиты населения.
Определением от 18.04.2006 процессуальный статус Минфина РФ изменен с третьего лица на второго ответчика.
Определением от 30.05.2006 производство по делу в отношении Департамента финансов Тверской области прекращено.
Решением от 17.07.2006 в пользу Общества за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ взыскано 10 122 руб. 65 коп. расходов (из первоначально заявленной суммы исключен налог на добавленную стоимость).
Постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как вынесенные с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, отказав в иске к казне Российской Федерации в лице Минфина РФ. Податель жалобы считает, что полностью выполнил свои обязательства, перечислив бюджету Тверской области денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом для реализации льгот. По мнению Минфина РФ, первоначально возмещение расходов Обществу должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а потом за счет федерального бюджета должны предоставляться субсидии для возмещения фактически понесенных расходов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции свои представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2004 - 2005 годах на основании договоров от 14.10.2004 и 01.02.2005 осуществляло техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилого фонда.
В силу договора поручения от 07.08.2004 сбор платежей за оказанные Обществом услуги осуществлялся ООО "ЕРКЦ".
ООО "ЕРКЦ" взимало плату за предоставленные Обществом жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В результате оплаты услуг с 50-процентной скидкой у Общества возникли недополученные доходы в сумме 11 944 руб. 73 коп., невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и размер расходов подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
Согласно подпункту 4 пункту 1 статьи 14 Закона гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;
В соответствии со статьей 5 Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506 утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реализацией названного Закона (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию названного Закона (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы).
Поскольку ни Порядком, ни Правилами не установлено, что расходы первоначально подлежат возмещению из бюджета субъекта Российской Федерации, то данный довод Минфина РФ кассационная инстанция не принимает.
В силу приложения 14 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" Тверской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с названным Законом, было выделено в 2004 году 12 630 000 руб.
Согласно приложению 20 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области предусмотрены средства в размере 199 597 670 руб., однако фактически поступило 290 613 000 руб.
Судами установлено, что средства федерального бюджета в указанной сумме получены Тверской областью и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям; предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов Общества.
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суды пришли к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
С учетом того, что суд кассационной инстанции не находит нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 05.10.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2299/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2006 г. N А66-2299/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника