Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2006 г. N А13-1151/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 26.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2006 (судьи Сахарова Е.Г., Ваулина Т.Н., Лемешов В.В.) по делу N А13-1151/2006-20,
установил:
Государственное предприятие Вологодской области "Бабаевская ЭТС" (далее - Предприятие) обратилось в суд с иском к Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), муниципальному образованию "Бабаевский муниципальный район Вологодской области" в лице Финансового управления о взыскании 330 766 руб. 90 коп. расходов, образовавшихся у Предприятия в результате предоставления гражданам субсидий по оплате коммунальных услуг в 2005 году. До принятия решения истец уменьшил сумму иска до 71 366 руб. 90 коп.
Решением арбитражного суда Вологодской области от 14.06.2006 требования Предприятия удовлетворены, с финансового управления Бабаевского муниципального района взыскано 71 366 руб. 90 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2006 решение от 14.06.2006 изменено, с Департамента финансов в пользу Предприятия взыскано 71 366 руб. 90 коп. расходов, связных с предоставлением субсидий на оплату коммунальных услуг. В иске к муниципальному образованию "Бабаевский муниципальный район в лице финансового управления и Министерству финансов Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит отменить постановление апелляционного инстанции от 30.08.2006 как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что Бабаевский муниципальный район принял на себя дополнительные обязательства, снизив уровень платежей граждан до 10 %, в то время как федеральный и региональный стандарт составлял 22 %.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2005 году предоставляло субсидии гражданам, проживающим на территории Бабаевского муниципального района. В результате предоставления субсидий у Предприятия возникли расходы в сумме 71 366 руб. 90 коп., невозмещение которых послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд.
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг регулировалось в спорный период Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 41 Положения до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.
Положением, а также статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий.
Согласно пункту 8 статьи 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на указанные цели из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.
Постановлением Правительства Вологодской области от 25.10.2004 N 984 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление N 984) установлено, что размеры финансовой помощи, оказываемой муниципальным бюджетам из областного бюджета на предоставление коммунальных услуг, рассчитываются исходя из регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 % (далее - региональный стандарт).
Постановлением Правительства Вологодской области от 15.02.2005 N 161 (далее - Постановление N 161) в Постановление N 984 внесены изменения. Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 % изменен на 10%. В соответствии с пунктом 2 Постановления N 161 оно вступает в силу с 01.01.2005.
Однако в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Вологодской области от 24.02.2005 N 195 "О дополнительной социальной защите населения" постановление N 161 утратило силу. Этим же постановлением органам местного самоуправления предложено принять решения о снижении максимально допустимой доли собственных расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 10 %.
Таким образом, в 2005 году в Вологодской области действовал региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 %.
Пунктом 11 статьи 159 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления вправе применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
Решением Бабаевского районного собрания от 05.04.2005 N 50 установлено, что максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлена с 01.04.2005 в размере 10 %.
Следовательно, с учетом пункта 11 статьи 159 ЖК РФ финансирование расходов Предприятия должно осуществляться за счет средств муниципального бюджета, поскольку решением органа местного самоуправления региональная ставка снижена с 22% до 10%.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания расходов Предприятия за счет средств местного бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2006 по делу N А13-1151/2006-20 отменить.
Оставить в силе решение от 14.06.2006 того же суда по тому же делу.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2006 г. N А13-1151/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника