Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2007 г. N А66-6743/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тверской области Розовой Т. А. (доверенность от 27.12.2004 N 66/16),
рассмотрев 09.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.09.2006 по делу N А66-6743/2006 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тверской области (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 09.06.2006 N 381 о привлечении Банка к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 15.09.2006 заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал недействительным решение Фонда от 09.06.2006 N 381 в части привлечения Банка к ответственности в виде 2 708 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявления Банка отказал.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Банк, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Фонда от 09.06.2006 N 381. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение Фонда является незаконным, поскольку вынесено в отношении Главного управления Центрального Банка России по Тверской области (далее - Главное управление), не являющегося юридическим лицом. Вывод суда о правомерности отнесения единовременной выплаты сотрудникам за счет средств социального фонда Банка к расчетной базе для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний противоречит статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ). Поскольку данная выплата не предусмотрена действующей в организации системой оплаты труда, она не подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Главного управления по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
В ходе проверки установлено, что Главное управление не включило в расчетную базу для начисления страховых взносов единовременную выплату своим работникам, выплаченную из социального фонда Банка на основании решения Совета директоров в размере 6 770 504 руб. в результате чего была занижена база для начисления страховых взносов и недоимка по страховым взносам составила 13 541 руб.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2006 N 178н/с и принято решение от 09.06.2006 N 381, пунктом 1 которого Главное управление привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде взыскания 2 708 руб. штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов. Пунктом 2 данного решения предписано предложить Главному управлению перечислить сумму штрафа в срок, указанный в требовании. Пунктом 3 решения Фонда предписано направить Главному управлению требование об уплате 13 541 руб. недоимки по страховым взносам. Пунктом 4 решения предписано предложить Главному управлению отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда недоимку по страховым взносам.
На основании данного решения Фонд направил Главному управлению требование от 09.06.2006 N 171 и N 43 соответственно об уплате 13 541 руб. недоимки по страховым взносам и 2 708 руб. штрафа.
Не согласившись с решением Фонда от 09.06.2006 N 381, Банк обжаловал его в арбитражный суд.
Суд признал недействительным решение Фонда в части привлечения Главного управления к ответственности в виде взыскания 2 708 руб. штрафа, отказав в удовлетворении остальной части требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам). Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).
В соответствии с пунктом 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказа Банка России от 27.10.2005 N ОД-620ДСП "О единовременной выплате работникам Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" в целях обеспечения социальных гарантий работников Банка и на основании решения Совета директоров Банка России (протокол от 26.10.2005 N 20), произведена единовременная выплата работникам Банка, состоящим в штате по состоянию на 01.11.2005, в размере 1,3 должностного оклада, установленного по штатному расписанию на указанную дату. Данная единовременная выплата произведена за счет средств социального фонда Банка всем его работникам, включая работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора-трех лет, работников, занятых на сезонных работах, а также лиц, работающих по срочным трудовым договорам (кроме работников, принятых на время выполнения временных, до двух месяцев работ).
Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что спорная единовременная выплата должна быть включена в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом суд правомерно исходил из того, что данная выплата начислена всем сотрудникам банка и зависит от размера должностного оклада.
Поскольку Главное управление не включило данную выплату в расчетную базу для начисления страховых взносов и занизило облагаемую базу, в результате чего произошла неполная уплата страховых взносов, то в действиях Главного управления содержится состав правонарушения, предусмотренный абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ.
При рассмотрении дела суд установил, что Главное Управление является обособленным подразделением Банка и оно не имеет статуса юридического лица.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
Из анализа положений статей 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию может быть привлечен страхователь, то есть юридическое лицо.
Поскольку решением от 09.06.2006 N 381 Фонд привлек к ответственности Главное управление, которое не является юридическим лицом, то данное решение следует признать недействительным в части привлечения к ответственности в виде взыскания 2 708 руб. штрафа и удовлетворить заявление Банка в этой части.
В соответствии со статьей 6 Закона N 125-ФЗ регистрация в исполнительных органах страховщика страхователей - юридических лиц осуществляется по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. на основании заявления о регистрации страхователя.
В силу статьи 6 Закона N 125-ФЗ обособленные подразделения Банка подлежат регистрации в исполнительных органах страховщика как страхователи, и следовательно, на них лежит обязанность по своевременному и полному начислению и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование в отношении своих работников.
Таким образом, Главное управление, являясь обособленным подразделением Банка, обязано самостоятельно начислять и уплачивать в установленные сроки и в полном объеме страховые взносы на обязательное социальное страхование своих работников. Поэтому Фонд в решении от 09.06.2006 N 381 Фонд правомерно определил направить Главному управлению требование об уплате недоимки по страховым взносам и предложить ему отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости данную недоимку. В этой части решение от 09.06.2006 N 381 не противоречит действующему законодательству.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.09.2006 по делу N А66-6743/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального Банка по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Михайловская |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2007 г. N А66-6743/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника