Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2007 г. N А42-12769/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "35 судоремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.06 (судья Янковая Г.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.06 (судьи Борисова Г.В., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А42-12769/04,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "35 судоремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция), от 29.09.04 N 133 в части налога и пеней по требованию от 26.04.04 N 12395, пеней по требованию от 31.12.04 N 28929, пеней в сумме 407 755 рублей 44 копеек по требованию от 26.07.04 N 19675.
Решением суда от 16.06.06, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.06, заявленные требования удовлетворены частично: постановление налоговой инспекции признано недействительным в части обращения на имущество Предприятия задолженности, отраженной в требовании от 31.12.04 N 28929 по пени, исчисленным на налог на доходы физических лиц в сумме 317 286 рублей 40 копеек; в требовании от 26.04.04 N 12395 по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 4 942 725 рублей и пени в сумме 216 873 рубля 92 копейки; в требовании от 26.07.04 N 19675 по пени, исчисленной на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 217 598 рублей 51 копейки, по пени, исчисленной по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 3 424 рубля 77 копеек, по пени, исчисленной по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 108 146 рублей 68 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных Предприятием требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью.
Налоговая инспекция и Предприятие о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
На основании пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция направила Предприятию требования об уплате налогов и пени от 26.04.04 N 12395, от 31.12.04 N 28929 от 26.07.04 N 19675, от 22.06.04 N 17370, от 28.07.04 N 19947 и от 02.08.04 N 20507. В связи с неисполнением Предприятием требований в добровольном порядке налоговая инспекция вынесла постановление от 29.09.04 N 133 о взыскании налогов и пени за счет имущества налогоплательщика.
Предприятие считает необоснованным начисление налоговой инспекцией пени за несвоевременную уплату в бюджет помесячных платежей по единому социальному налогу, полагая, что пени могут начисляться только по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и года.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В то же время статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ежемесячная уплата единого социального налога, определен порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.
При этом абзацем 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то эта разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.
Из приведенных норм следует, что уплата единого социального налога производится посредством внесения ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода, исчисленных исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки единого социального налога.
Следовательно, в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени начисляются после представления расчета авансовых платежей (декларации по налогу) со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Таким образом, решение и постановление судов в этой части соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.06.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.06 по делу N А42-12769/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "35 судоремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2007 г. N А42-12769/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника