Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2007 г. N А05-9589/2006-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Михайловской Е.А., Мунтян Л.Б., рассмотрев 17.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на определение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2006 (судья Крылов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 (судьи Потеева А.В., Богатырева В.А., Маганова Т.В.) по делу N А05-9589/2006-12,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Комбинат "Силбет" (далее - общество) 1 749 430,68 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, а также 12 294 руб. и 177 694,80 руб. - пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2004 и 2005 годы соответственно.
Определением суда от 18.09.2006 заявление фонда оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд установил, что заявленное требование должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 определение от 18.09.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты по основаниям, изложенным в жалобе. По мнению подателя жалобы, требование фонда подлежит рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, фонд направил в адрес общества требование по состоянию на 08.06.2006 N 23818, в котором предложил в срок до 23.06.2006 уплатить 1 749 430 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год (на страховую часть трудовой пенсии), 177 694,80 руб. пеней их несвоевременную уплату и 12 294 руб. пеней, начисленных на ранее взысканную задолженность по страховым взносам за 2004 год.
Поскольку названное требование оставлено обществом без исполнения, фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
В соответствии со статьей 23 Закона N 167-ФЗ для уплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Согласно статье 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В рассматриваемом случае в требование N 23818 по состоянию на 08.06.2006 фонд включил задолженность по страховым взносам за 2005 год, которая должна была быть уплачена не позднее 14.04.2005.
При этом обязанность страхователя по уплате страховых взносов за отчетные периоды 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2005 года наступила соответственно 05.05.2005, 05.08.2005 и 05.11.2005.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 27.03.2006, вынесенным по делу N А05-3400/2006-6, в отношении общества введена процедура наблюдения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В силу абзаца пятого статьи 2 Закона N 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 127-ФЗ в целях этого Закона текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление) при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Согласно пункту 9 Постановления при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления с признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
В данном случае датой возникновения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год является не дата представления декларации или дата окончания срока уплаты страховых взносов (14.04.2006), а дата окончания расчетного периода (календарного года), которая наступила до принятия заявления о признании должника банкротом (06.03.2006) и введения в отношении него процедуры наблюдения (27.03.2006).
При таких обстоятельствах требование фонда не является текущим и подлежит удовлетворению в рамках дела о банкротстве.
Поскольку основное требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2005 год не является текущим, то и требование об уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ.
Кроме того, судом установлено и из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2006 по делу N А05-3400/2006-6 удовлетворено заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску о включении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в реестр требований кредиторов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно оставил заявление фонда без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 по делу N А05-9589/2006-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. N А05-9589/2006-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника