Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2007 г. N А66-9350/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Матлиной Е.О., Нефедовой О.Ю.,
при участии от ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" Семенова В.В. (доверенность от 23.01.2007 N 1),
рассмотрев 24.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2006 по делу N А66-9350/2006 (судья Перкина В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие-3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Тверской области (далее - Инспекция) от 18.09.2006 N 151 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.10.2006 заявление Общество удовлетворено: обжалуемое постановление Инспекции от 18.09.2006 N 151 признано незаконным и отменено.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, считая свои действия по вынесению оспариваемого постановления о назначении административного наказания законными и обоснованными, просит отменить обжалуемое решение как принятое с нарушением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование жалобы Инспекция указала, что предусмотренная пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) возможность организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, осуществлять в случае оказания услуг населению наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в настоящее время отсутствует, поскольку соответствующие формы бланков строгой отчетности для расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров маршрутными такси не утверждены.
По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствуют основания для применения при наличных денежных расчетах с населением образцов билетов на проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования, утвержденных как бланки строгой отчетности письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58, поскольку данные билеты предназначены для использования при расчетах в автобусах, троллейбусах и трамваях.
Кроме того, Инспекция ссылается на отсутствие на выдаваемых Обществом контрольных билетах следующих обязательных реквизитов: код формы бланка по Общественному классификатору управленческой классификации, стоимость услуги в денежном выражении.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором, отклоняя доводы Инспекции, указало на использование им бланков строгой отчетности, отвечающим требованиям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58, и изготовленных специализированной типографией открытого акционерного общества "Московская типография "Транспечать".
Инспекция просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества не согласился с доводами кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом требований Закона о ККТ. По результатам проверки составлены акт от 13.09.2006 N 000318, протокол об административном правонарушении от 14.09.2006 N 261, в которых указано, что 13.09.2006 в принадлежащем Обществу маршрутном такси ГАЗ-322132 с государственным регистрационным знаком АА 862 69 при оказании услуги: проезд от остановки "Большая Садовая" до остановки "Вокзалы" по маршруту 14М наличные денежные расчеты за проезд двух человек произведены без применения ККТ с выдачей двух билетов по цене 8 руб., всего на сумму 16 руб.
Постановлением от 18.09.2006 N 151 Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления и отменил его. При этом суд исходил из того, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает вывод суда первой инстанции правильным.
В соответствии со статьей 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а следовательно, может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Положениями статьи 14.5 КоАП РФ установлена ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины.
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов при условии использования организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона о ККТ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, а также определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным названным постановлением, но не позднее 01.01.2007.
Согласно пункту 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что при осуществлении перевозок в принадлежащем Обществу маршрутном такси 13.09.2006 водитель Общества выдал пассажирам билеты, что отражено в составленном Инспекцией акте от 13.09.2006 и протоколе об административном правонарушении от 14.09.2006, в которых, кроме того, зафиксировано представление проверяющему органу билетно-учетного листа.
Данные обстоятельства налоговый орган не оспаривает, но считает, что выдаваемые билеты не соответствуют требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности, поскольку в них отсутствует код формы бланка ОКУД и стоимость услуги.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что применяемые Обществом билеты соответствуют форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией от 23.10.1996 N 16-00-30-56.
Применение перевозчиком билетов по этой форме до 01.01.2007 не является основанием для привлечения его к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, и признал постановление Инспекции от 18.09.2006 N 151 незаконным.
Довод подателя жалобы об отсутствии в выдаваемых билетах стоимости оказываемых услуг отклоняется, поскольку из содержащегося в материалах дела постановления администрации Тверской области от 10.06.2005 N 209-па "О ценах (тарифах) на перевозки пассажиров городскими маршрутными такси и городскими маршрутными автобусами" (л.д. 47) усматривается, что с 25.06.2005 администрацией Тверской области установлена предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров в городских маршрутных такси всем хозяйствующим субъектам на территории Тверской области в размере 9 руб. за одну поездку и хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на перевозки пассажиров, но не выше установленного предельного уровня.
Исходя из стоимости проезда в размере 8 руб., названное требование Обществом выполнялось, и необходимость указания цены в выдаваемых Обществом билетах отсутствовала, поскольку оно в дальнейшем вправе реализовать свое право на повышение цены за проезд до 9 руб.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы являются неубедительными и не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2006 по делу N А66-9350/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2007 г. N А66-9350/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника