Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2007 г. N А21-1775/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Казанцевой Р.В. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 17.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росприроднадзора по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2006 по делу N А21-1775/2006 (судья Шкутко О.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Западный Форпост" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Управление) от 29.03.2006, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 23.06.2006 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 25.06.2006 и отправить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на следующее: неправомерен вывод суда о том, что постановление от 29.03.2006 N 68/4-1 вынесено неуполномоченным органом; суд неправильно применил нормы права в части полномочий Управления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной 15.03.2006 Управлением внеплановой проверки на предмет соблюдения Обществом природоохранного законодательства при проведении работ по строительству 30 и 28-квартирных домов по улице Гагарина в городе Светлогорске установлено, что указанные работы в нарушение пункта 1 статьи 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" проводились в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы в период с начала 2004 года по 07.12.2005 года. Данные обстоятельства были отражены в акте от 15.03.2006 N 68/4 и протоколе об административном правонарушении N 68/4-1 от 15.03.2006.
Управление квалифицировало указанные действия как невыполнение требований законодательства о проведении государственной экологической экспертизы и постановлением от 29.03.2006 N 68/4-1 привлекло Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Положительные заключения государственной экологической экспертизы по рабочим проектам "Жилой дом по улице Гагарина в г. Светлогорске" были утверждены приказами Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области от 08.12.2005 N 817-Э и N 818-Э, в связи с обращением Общества во исполнение предписания Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области, данного по результатам проверки, проведенной 17.11.2005.
Полагая, что привлечение к административной ответственности было проведено Управлением с нарушением порядка, предусмотренного КоАП РФ, а, кроме того, с превышением полномочий, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, установив, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, вместе с тем удовлетворил заявленные требования, указав, в числе прочего, что постановление от 29.03.2006 N 68/4-1 о привлечении к административной ответственности вынесено неуполномоченным органом.
Суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2006 по настоящему делу подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 37 указанного Закона установлено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Поскольку Общество осуществляло строительство жилых домов без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы в период с начала 2004 года по 07.12.2005 года суд первой инстанции правильно признал доказанными наличие события административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8.4 КоАП РФ, и вину Общества в его совершении. При этом суд установил, что порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 23.29 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
В соответствии со статьей 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности.
Согласно подпунктам 5.1.2, 5.1.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации, данная служба осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий. В силу пункта 5.4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации государственную экологическую экспертизу в числе прочего иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 данная служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно данному положению служба осуществляет контроль и надзор в числе прочего за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" данной службе поручено внести до 01.10.2004 в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В настоящее время такие нормативные правовые акты отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, а, также принимая во внимание, что факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.4 КоАП РФ, Обществом не оспаривается, и установлен судом, постановление о привлечении к административной ответственности от 29.03.2006 N 68/4-1 вынесено Управлением Росприроднадзора по Калининградской области - органом, осуществляющим государственный экологический контроль, в удовлетворении заявленных в рамках данного дела требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2006 по делу N А21-1775/2006 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Строительное объединение "Западный Форпост" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 29.03.2006 N 68/4-1 отказать.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2007 г. N А21-1775/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника