Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2007 г. N А56-18819/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2006 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июня 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Соколов" Мелешко П.Б. (доверенность от 25.12.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Тян Н.И. (доверенность от 09.01.2007 N 20-05/00033),
рассмотрев 16.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2006 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-18819/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Соколов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекции), выразившегося в непроведении зачета 390 400 руб. налога на добавленную стоимость, ошибочно перечисленных на код бюджетной классификации 18210401000010000110 (налог на добавленную стоимость на ввозимые товары) в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку за декабрь 2004 года - октябрь 2005 года.
Решением суда от 28.06.2006 заявление Общества удовлетворено. Суд обязал Инспекцию провести зачет ошибочно перечисленного на код бюджетной классификации 18210401000010000110 налога на добавленную стоимость в размере 390 400 руб. в счет погашения недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку за декабрь 2004 года - октябрь 2005 года на верный код бюджетной классификации 18210301000010000110.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, зачет сумм переплаты налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость, подлежащего уплате при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, не предусмотрен нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение от 15.09.2004) и Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов). Инспекция считает, что в данном случае в силу статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) подлежат применению нормы международного договора - Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов, а не положения статьи 176 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество по платежным поручениям от 19.01.2005 N 14, от 21.02.2005 N 48, от 18.03.2005 N 75, от 18.04.2005 N 115, от 18.05.2005 N 152, от 17.06.2005 N 184, от 19.07.2005 N 226, от 15.09.2005 N 311, от 19.10.2005 N 349 и от 17.11.2005 N 396 уплатило 390 400 руб. налога на добавленную стоимость по декларациям за декабрь 2004 года - ноябрь 2005 года. В связи с допущенной ошибкой при оформлении указанных платежных поручений суммы налога на добавленную стоимость зачислены в федеральный бюджет по неверному коду бюджетной классификации: 18210401000010000110 вместо 18210301000010000110.
Общество 30.12.2005 обратилась в Инспекцию с заявлением о зачислении 390 400 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченных на основании названных платежных поручений, на верный код бюджетной классификации (лист дела 26).
Налоговый орган в письме от 16.05.2006 N 18-06/10056 отказал заявителю в возврате указанной суммы налога на добавленную стоимость в связи с наличием у Общества 259 190 руб. задолженности по налогам, 26 724 руб. 09 коп. - по пеням и 92 947 руб. - по налоговым санкциям (лист дела 27).
В жалобе Инспекция ссылается на невозможность проведения зачета ошибочно перечисленных сумм налога на добавленную стоимость, поскольку согласно Соглашению от 15.09.2004 и Положению о порядке взимания косвенных налогов налог на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, уплачивается денежными средствами в соответствующий бюджет.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельной ссылку подателя жалобы на Соглашение от 15.09.2004 и Положение о порядке взимания косвенных налогов, поскольку в данных правовых актах уточнен порядок уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. В данном же случае налогоплательщик просит зачесть суммы налога на добавленную стоимость в счет погашения задолженности по уплате налога по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Неверное указание кода бюджетной классификации в платежных поручениях привело к искусственному образованию переплаты налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок зачета (возврата) суммы излишне уплаченного налога урегулирован статьей 78 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, а в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов, результаты которой оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Согласно же пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В силу пункта 5 названной статьи по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. При этом налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
В данном случае Инспекция не осуществила зачет излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, поэтому судебные инстанции обоснованно признали незаконным бездействие налогового органа по непроведению зачета 390 400 руб. налога на добавленную стоимость, ошибочно уплаченных по коду бюджетной классификации 18210401000010000110, в счет погашения задолженности по этому же налогу по внутреннему рынку за декабрь 2004 года - октябрь 2005 года и возложили на Инспекцию обязанность по проведению соответствующего зачета.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 по делу N А56-18819/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2007 г. N А56-18819/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника