Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 января 2007 г. N А42-5793/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Зубаревой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ФосАгро-Маркетинг" Каравана Е.И. (доверенность от 10.01.07 N 04-ФАМ), от Мурманской таможни Романова Е.Д. (доверенность от 11.10.05 N 25-19/124),
рассмотрев 24.01.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.09.06 по делу N А42-5793/2006 (судья Востряков К.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФосАгро-Маркетинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Мурманской таможни (далее - таможня) в проведении зачета 50 000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление.
Решением суда от 26.09.06 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, подача каждой таможенной декларации (и временной, и полной) должна сопровождаться уплатой таможенного сбора за таможенное оформление. Правовая позиция таможенного органа мотивирована ссылками на положения статей 11, 124, 138, 355, 357.2, 357.6, 357.7 и 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в период с 08.12.04 по 30.12.04 общество вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар - фосфаты кальция природные размолотые (апатитовый концентрат). Таможенное оформление товара производилось в порядке временного периодического декларирования, предусмотренном статьей 138 ТК РФ. При подаче временной таможенной декларации N 10207020/061204/0000505 заявитель уплатил таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,15 процента таможенной стоимости товара, а при подаче полной таможенной декларации N 10207020/170105/0000010 - в сумме 50 000 руб.
Полагая, что сборы за таможенное оформление взимаются однократно при подаче временной таможенной декларации, общество обратилось в таможню с заявлением о зачете 50 000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в счет будущих таможенных платежей. В письме от 01.08.06 N 07-19/12024 таможенный орган сообщил декларанту о том, что названные сборы не являются излишне уплаченными и зачету в счет будущих таможенных платежей не подлежат.
Удовлетворяя заявление общества, суд посчитал, что таможенные сборы уплачиваются не за подачу таможенной декларации, а за таможенное оформление товара, которое включает в себя подачу как временной, так и полной таможенной декларации. В обоснование своей позиции суд сослался на положения статей 60, 138, 357.7, 357.8 ТК РФ, статьи 114 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 (далее - ТК 1993), статьи 27 Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", а также постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.04 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление от 28.12.04 N 863).
Кассационная инстанция считает, что суд неправильно применил нормы материального права.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11, статьей 63.1, подпунктом 5 пункта 1 статьи 318 и пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размер их должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей.
Из приведенных нормативных положений следует, что объектом обложения сбором за таможенное оформление являются публично-правовые услуги, оказываемые таможенными органами в связи с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Аналогичные нормы содержатся и в законодательстве, действовавшем в период подачи обществом временной таможенной декларации: статьи 114 и 119 ТК 1993, Инструкция о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденная приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.06.04 N 640.
Таким образом, таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку и в том, и в другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров, приблизительная стоимость которых компенсируется государству.
Как указано в пункте 1 статьи 357 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
На момент принятия таможней полной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров установлены Постановлением от 28.12.04 N 863. В соответствии с названным нормативным правовым актом за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых находится в пределах от 10 000 000 до 30 000 000 руб., таможенный сбор подлежит уплате в размере 50 000 руб.
Согласно материалам дела таможенная стоимость вывезенных заявителем товаров составляет 26 013 395 руб., а следовательно, таможенный сбор уплачен декларантом в размере, установленном Постановлением от 28.12.04 N 863.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.09.06 по делу N А42-5793/2006 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ФосАгро-Маркетинг" о признании незаконным отказа Мурманской таможни в проведении зачета 50 000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ФосАгро-Маркетинг" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2007 г. N А42-5793/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника