Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2007 г. N А56-31473/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от Комитета финансов Санкт-Петербурга Боголюбовой Т.В. (доверенность от 18.12.2006), от Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга Циунель М.А. (доверенность от 29.12.2006),
рассмотрев 16.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2006 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2006 (судьи Копылова Л.С, Жиляева Е.В., Ларина Т.С.) по делу N А56-31473/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Комитету финансов Санкт-Петербурга о взыскании 595 835 руб. 13 коп. расходов, возникших в результате предоставления с 01.07.2002 по 31.12.2004 льготы по абонентской плате за пользование телефоном в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму иска первоначально до 572 003 руб. 67 коп., а в последующем - до 571 613 руб. 67 коп. и заявил о предъявлении требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением от 07.06.2006 требование Общества удовлетворены частично, с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 469 781 руб. 24 коп. (из цены иска исключена сумма, составляющая налог на добавленную стоимость).
Постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2006 решение изменено и изложено в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Северо-Западный Телеком" 469 781 руб. 24 коп.". В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции. В обоснование своих требований Минфин РФ ссылается на пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), которым установлен приоритет закона о бюджете перед другими нормативными правовыми актами в отношении бюджетных обязательств. Кроме того, податель жалобы считает, что вина ответчиков не доказана и поэтому взыскание денежных средств не может осуществляться с казны Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов Санкт-Петербурга просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, указывая, что компенсация организациям льгот, предоставляемых во исполнение Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" относится к расходным обязательствам Российской Федерации в силу статьи 84 БК РФ.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Северо-Западный Телеком" с июля 2002 по декабрь 2004 года при взимании платы за пользование телефоном предоставляло льготу гражданам в соответствии с указанным Законом.
В результате предоставления льготы у Общества возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) Герои, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождены от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование домашним телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя и полного кавалера ордена Славы предоставляются пережившим супругам и родителям Героя и полного кавалера ордена Славы и сохраняются за указанными лицами.
Статьей 11 названного Закона установлено, что финансирование указанных льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Правила). Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие названных Правил продлено на 2003 и 2004 годы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил расходы, связанные с реализацией рассматриваемых законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Вместе с тем в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения БК РФ о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 установлено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, постановлением апелляционной инстанции правомерно изменена резолютивная часть решения суда первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на статью 83 БК РФ не может быть признана обоснованной. В определении от 09.04.2002 N 68-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 5 статьи 83 БК РФ, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
Следовательно, норма пункта 5 статьи 83 БК РФ не исключает возможности реализации льгот, предоставленных гражданам правовыми актами до вступления в силу названного Кодекса.
Поскольку действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" не было приостановлено или отменено, а Минфин РФ не представил доказательств выделения средств на реализацию установленных указанным Законом льгот в достаточном размере, то компенсация предоставленных льгот должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2006 по делу N А56-31473/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. N А56-31473/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника