Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2007 г. N А66-4333/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
рассмотрев 16.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17.08.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2006 (судьи Нофал Л.В., Головина Т.И., Рощупкин В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4333/2006,
установил:
Лихославльское муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области о взыскании 30 458 руб. 73 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления в 2003 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, указаны Департамент социальной защиты населения Тверской области, Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области.
Определением от 19.06.2006 Департамент финансов Тверской области привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 25.07.2006 размер исковых требований уменьшен до 25 812 руб. 48 коп., статус Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области изменен с третьего лица на второго ответчика.
Решением от 17.08.2006 в пользу Предприятия за счет средств казны Российской Федерации через Минфин РФ взыскано 15 980 руб. 65 коп., а также 639 руб. 23 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований к Минфину РФ. По мнению подателя жалобы, отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда, поскольку вина государственных органов и причинно-следственная связь между их действием и возникновением убытков у истца не доказаны. Кроме того, Минфин РФ считает, что выполнил свои обязательства, перечислив в полном объеме бюджету Тверской области средства на реализацию установленных льгот, предусмотренные в федеральном бюджете. В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела. Предприятие в 2003 году предоставляло льготы гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг. В результате у него возникли некомпенсированные расходы, невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 5 Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506 утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реализацией названного Закона (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию названного Закона (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы).
В соответствии с приложением 15 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" Тверской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом, было выделено в 2003 году 10 883 000 руб.
Как установлено судом, средства федерального бюджета в указанной сумме получены Тверской областью и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены между организациями, предоставляющими услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных Законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов Предприятия.
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суд пришел к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.
Отношения, связанные с возмещением организациям расходов, которые возникают у них в результате предоставления льгот, относятся к публично-правовым. Указанные льготы установлены Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие которого приостановлено не было. С учетом изложенного не может быть принят довод Минфина РФ об отсутствии его вины.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4333/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. N А66-4333/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника