Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 февраля 2007 г. N А66-1341/2003
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2004 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2004 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
рассмотрев 01.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ОАО "Белогородский судостроительно-судоремонтный завод" В.В. Лимонова на определение от 26.06.2006 (судьи Куров О.Е., Истомина О.Л., Рожина Е.И.) и постановление апелляционной инстанции от 04.09.2006 (судьи Жукова В.В., Закутская С.А., Силаев Р.В.) Арбитражного суда Тверской области делу N А66-1341/2003,
установил:
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14.06.2005 по настоящему делу открытое акционерное общество "Белогородский судостроительно-судоремонтный завод" (далее - общество, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лимонов В.В.
Реестр требований кредиторов общества закрыт 02.09.2005.
Кашинский межрайонный филиал N 1 Государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в рамках настоящего дела о банкротстве обратился 19.12.2005 с требованием о капитализации 13 725 103 руб. 83 коп. платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, признании их установленными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника первой очереди.
Определением от 26.06.2006 требования Фонда признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в порядке, установленном пунктом 5 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Суд отказал во включении требований Фонда в реестр требований кредиторов должника.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.09.2006 определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий Лимонов В.В. просит отменить определение от 26.06.2006 и постановление от 04.09.2006, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Фонд является неуполномоченным лицом, поскольку правом заявлять требования о включении в реестр кредиторов обладает только Федеральная налоговая служба.
От конкурсного управляющего Лимонова В.В. поступила телеграмма, содержащая просьбу рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее -Закон об обязательном страховании), Положению с Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации предоставляет обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что Фонд обратился с заявлением об установлении требований о выплате капитализированных платежей, причитающихся лицам, жизни и здоровью которых причинен вред при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что Фонд является надлежащим органом, обратившимся в арбитражный суд с указанным требованием.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного нормативного акта Фондом социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Размер требования Фонда судом установлен в соответствии с указанными нормами материального права и не оспаривается конкурсным управляющим.
В связи с тем, что требование Фонда основано на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, оно не является требованием гражданина - кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Судебными инстанциями установлено, что на момент обращения Фонда с рассматриваемым требованием реестр требований кредиторов общества был закрыт. Следовательно, на основании пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требование Фонда подлежит удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат изменению в части определения порядка удовлетворения требования Фонда.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 26.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.09.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1341/2003 изменить, изложив первый абзац резолютивной части определения в следующей редакции:
"Признать обоснованным и подлежащим удовлетворению требование Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Кашинского межрайонного филиала N 1 Тверского регионального отделения в размере 13 725 103 руб. 83 коп.".
В остальной части определение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2007 г. N А66-1341/2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника