Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2007 г. N А52-3014/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 24.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2006 по делу N А52-3014/2006/2 (судья Циттель С.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковвтормет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) и об обязании инспекции восстановить нарушенное право общества путем принятия решения о начислении обществу 62 117 руб. процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за декабрь 2005 года.
Решением от 27.09.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права - пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение от 27.09.2006 и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, проценты выплачиваются только при нарушении процедурных сроков, указанных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, а в данном случае инспекцией соблюден срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 176 НК РФ для вынесения решения. Кроме того, пункт 4 статьи 176 НК РФ не содержит норм, обязывающих налоговый орган произвести начисление процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители общества и инспекции, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 20.01.2006 представило в налоговый орган декларацию по НДС по ставке 0 процентов за декабрь 2005 года. В декларации налогоплательщик заявил к возмещению 6 923 971 руб. НДС.
Согласно заявлению от 20.01.2006 N 19, направленному в инспекцию, общество просило возвратить указанную сумму на его расчетный счет.
Инспекция 20.04.2006 вынесла решение N 190 об отказе частично в возмещении суммы налога, которым отказала в возмещении 999 825 руб. НДС и возместила обществу 5 924 146 руб. НДС.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17.07.2006 по делу N А52-1355/2006/2, вступившим в законную силу, решение налогового органа от 20.04.2006 N 190 признано недействительным в части отказа в возмещении 999 825 руб. НДС и на инспекцию возложена обязанность принять решение о возмещении обществу 999 825 руб. НДС за декабрь 2005 года.
Налоговый орган платежными поручениями от 19.05.2006 N 757, от 22.05.2006 N 258, от 29.05.2006 N 254 возвратил обществу 5 924 146 руб. НДС, а платежным поручением от 22.08.2006 N 440 - 999 824 руб. 83 коп. НДС.
Общество обжаловало в арбитражный суд бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов на сумму несвоевременно перечисленного на его расчетный счет налога, ссылаясь на нарушение инспекцией установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроков возврата подлежащего возмещению НДС.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на то, что несвоевременный возврат НДС является основанием для начисления процентов на подлежащую возврату сумму налога.
Кассационная коллегия считает выводы суда соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) указано на обязанность налогового органа при наличии заявления налогоплательщика принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Таким образом, при полноте комплекта документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ, правильном их оформлении, достоверности сведений, указанных в декларации и приложенных к ней документах, отсутствии оснований, установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов общей суммы налога, исчисленной по соответствующим операциям, наличия заявления налогоплательщика, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) вышеперечисленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику согласно его заявлению на расчетный счет, в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено начисление и выплата налогоплательщику из бюджета процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за неоправданную задержку в возможности использования принадлежащих обществу по праву денежных средств, вызванную несвоевременным возвратом из бюджета подлежащей возмещению в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) суммы налога.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Последствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств.
В данном случае вступившим в законную силу судебным актом подтвержден факт незаконного невозмещения налоговым органом обществу НДС из бюджета путем возврата на его расчетный счет в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период).
Поэтому является правильным вывод суда о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога инспекцией должны быть начислены предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) проценты.
При этом проценты начисляются именно налоговым органом в порядке, аналогичном порядку возмещения НДС, о чем указывается в соответствующем решении (заключении), направляемом в органы федерального казначейства для исполнения этого решения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Указанное следует из совместного приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
Неисполнение налоговым органом возложенной на него обязанности принять решение о выплате обществу процентов и ненаправление его органу федерального казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Признание судом незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
Довод инспекции о том, что сроки возмещения НДС из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. Эта правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05.
Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
То есть проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для налоговых органов и органов федерального казначейства.
В данном случае декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов поступила в налоговый орган 20.01.2006, решения о возврате налога направлены налоговым органом в казначейство 12.05.2006, 22.05.2006, 22.05.2006 и 22.08.2006, возврат налога произведен 23.05.2006, 25.05.2006, 30.05.2006 и 24.08.2006.
Налоговый орган необоснованно не учитывает, что принятое им 20.04.2006 решение об отказе частично в возмещении из бюджета НДС по декларации за декабрь 2005 года признано недействительным вступившим в законную силу решением суда. Вынесение незаконного решения означает нарушение установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) сроков возврата подлежащей возмещению обществу из бюджета суммы НДС и является основанием для начисления соответствующей суммы процентов.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в том, что в силу прямого указания закона инспекция не приняла решения о начислении процентов на сумму НДС, возмещенного обществу из бюджета с нарушением установленного законом срока. Следовательно, решение суда в части обязания налогового органа вынести решение о начислении 62 117 руб. процентов (правильность суммы исчисленных процентов инспекция не оспаривает) является законным и обоснованным.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы инспекции у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2006 по делу N А52-3014/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2007 г. N А52-3014/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника