Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 января 2007 г. N А44-2518/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В. Клириковой Т.В., рассмотрев 31.01.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.10.06 по делу N А44-2518/2006 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Государственное (унитарное) предприятие учреждения ОЯ 22/3 ГУИН Минюста России по УИН Новгородской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция, налоговая инспекция) от 21.07.06 N 180 в части доначисления 55 531 руб. единого социального налога за 2003 год и 13 772 руб. пеней.
Решением суда от 19.10.06 заявленные Учреждением требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать Учреждению в удовлетворении требований. Налоговый орган считает, что в 2003 году не подлежали применению Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.02 N БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации), поскольку указанный документ не относится к актам законодательства о налогах и сборах и с 01.01.04 утратил силу.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Учреждением единого социального налога (далее - ЕСН) за период с 01.01.03 по 31.12.05, результаты которой отразила в акте от 22.06.06 N 63.
В ходе налоговой проверки налоговый орган в частности пришел к выводу о занижении на 55 531 руб. ЕСН в части сумм налога, зачисляемых в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Занижение произошло вследствие невключения в базу по ЕСН за 2003 год выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Инспекция исходила из того, что главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены льготы по уплате ЕСН с выплат, производимых в пользу осужденных. При этом налоговый орган указал, что Учреждение неправомерно при исчислении ЕСН за 2003 год руководствовалось Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.02 N БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации), поскольку указанный документ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 21.07.06 N 180 о доначислении Учреждению 57 503 руб. ЕСН и начислении 13 772 руб. пеней.
Учреждение не согласилось с решением налогового органа в части доначисления 55 531 руб. ЕСН за 2003 год и начисления пеней, и обжаловало его в указанной части в арбитражный суд.
Признавая недействительным решение инспекции в оспариваемой части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 НК РФ как не подлежащие обложению ЕСН. Статьей 239 НК РФ также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.
В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на медицинскую помощь закреплено в статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.93 за N 5487-1.
В пункте 6 статьи 12 УИК РФ указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Вместе с тем право осужденных на медицинскую помощь реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 УИК лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.01 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации.
Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляются: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.
Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
Таким образом, на основании норм действующего законодательства, устанавливающих особенности порядка предоставления медицинской помощи и ее финансирования, в том числе положений перечисленных нормативных актов, оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются ЕСН в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по ЕСН в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.
В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Принимая во внимание особый характер названных выплат, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Методических рекомендациях разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 2.1.4). На период осуществления Учреждением соответствующих выплат (2003 год) действовали Методические рекомендации, содержавшие правила исчисления и уплаты ЕСН, выполнение которых являлось в этом году обязанностью для налоговых органов, и последние в свою очередь требовали их соблюдения от налогоплательщиков.
Учреждение, руководствуясь вышеназванными нормативными актами и Методическими рекомендациями, не исчисляло в 2003 году ЕСН (в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования) с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Суд первой инстанции всесторонне и полно изучив представленные по делу доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, подтвердил законность действий налогоплательщика, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.10.06 по делу N А44-2518/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2007 г. N А44-2518/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника