Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2007 г. N А13-5426/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кирейковой Г.Г. и Кустова А.А.,
при участии от Центрального банка Российской Федерации Румака Н.И. (доверенность от 31.08.2006),
рассмотрев 08.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2006 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2006 (судьи Виноградова Т.В., Чельцова Н.С., Осокина Н.Н.) по делу N А13-5426/2006,
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Вологды (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) в лице Головного расчетно-кассового центра в г. Вологде Главного управления Банка России по Вологодской области (далее - Центр) по списанию на основании инкассового поручения от 01.06.2006 N 27 со счета Комитета N 40703810000002000011 (далее - счет Комитета) денежных средств в размере 13 494 руб. 55 коп. и об обязании Центра перечислить денежные средства в указанном размере на счет Комитета.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (далее - Предприятие).
Решением от 08.09.2006, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.10.2006, Комитету отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение-судами обеих инстанций статей 41, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые судебные акты и признать незаконными действия Центра по списанию на основании инкассового поручения денежных средств со счета Комитета.
В отзыве на кассационную жалобу ЦБ РФ просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комитет и Предприятие надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ЦБ РФ поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 Временного положения о Комитете, утвержденного постановлением главы администрации г. Вологды от 05.12.1995 N 3009, Комитет является органом администрации г. Вологды со следующими основными задачами: оперативное управление муниципальным жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города с целью создания условий предоставления качественных надежных и экологически безопасных услуг населению; обеспечение реализации полномочий администрации города в жилищной сфере; прием в оперативное управление объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности; обслуживание по договорам ведомственного жилищного фонда и жилищного фонда, находящегося в частной собственности (пункт 4 Временного положения). Источники финансирования Комитета образуются за счет ассигнований из бюджета города, средств населения и других дополнительных источников, не запрещенных законодательством (пункт 9 Временного положения).
По условиям договора банковского счета от 30.06.2003 N 908 (с учетом дополнительных соглашений от 30.10.2003 N 1, от 15.07.2004 N 2, от 22.05.2006 N 3) Центр обязался осуществлять банковские операции по счету Комитета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами ЦБ РФ.
На основании генерального разрешения Финансового управления администрации г. Вологды от 29.03.2006 N 011 Комитету разрешено открыть в Центре текущий счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для зачисления и расходования средств (в качестве такового указан счет Комитета с датой открытия 07.02.2002, источником формирования денежных средств на котором являются "платежи населения за жилое помещение и коммунальные услуги").
Как видно из материалов дела, в Центр 02.06.2006 поступило инкассовое поручение от 01.06.2006 N 27 (далее - Инкассовое поручение) на списание со счета Комитета в пользу Предприятия денежных средств в размере 13 494 руб. 55 коп. на основании исполнительного листа от 18.01.2005 N 33907. выданного Арбитражным судом Вологодской области по делу N А13-13338/04-13. В тот же день указанные денежные средства в полном объеме списаны со счета Комитета.
Комитет, полагая, что списание денежных средств с его счета произведено незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своего требования Комитет указывает следующее. Решением суда, в соответствии с которым выписано Инкассовое поручение, с Комитета в пользу Предприятия взыскано 13 494 руб. 55 коп. государственной пошлины по иску о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию для уличного освещения. Финансирование расходов на уличное освещение осуществляется за счет средств, предусматриваемых в городском бюджете, в то время как на счете Комитета аккумулируются средства населения, поступающие в качестве оплаты содержания, ремонта жилья, оплаты коммунальных услуг. Комитет не наделен правом осуществления предпринимательской деятельности и не имеет доходов от внебюджетных источников. Таким образом, погашение рассматриваемого долга за счет средств, находящихся на счете Комитета, приведет к нецелевому использованию денежных средств и нарушению прав и законных интересов Комитета.
Возражая против заявленного требования, Центр ссылается на пункт 12 статьи 242.5 БК РФ, статью 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), пункт 1.5 Положения ЦБ РФ от 10.04.2006 N 285-П, пункты 1.3, 2.1, 2.2 Указания ЦБ РФ от 18.06.1999 N 579-У, раздел 6 Приказа Минфина РФ от 21.12.2005 N 152н.
Предприятие поддержало позицию Центра.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что денежные средства, находящиеся на счете Комитета, являются внебюджетными, в связи с чем взыскание на них правомерно обращено в порядке, предусмотренном пунктом 12 статьи 242.5 БК РФ и Законом об исполнительном производстве.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ЦБ РФ и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с принятыми по делу судебными актами и считает их полностью соответствующими материалам дела, требованиям закона.
Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями ( пункт 2 статьи 161 БК РФ).
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (пункт 6 статьи 161 БК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как установлено пунктом 3 статьи 239 БК РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (абзац четвертый пункта 3 статьи 242.5 БК РФ).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган (пункт 4 статьи 242.5 БК РФ).
Вместе с тем в случае, если счета должнику открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
С учетом изложенного и положений, предусмотренных статьями 3, 5, 6 Закона об исполнительном производстве, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соответствии действий Центра по списанию денежных средств со счета Комитета действующему законодательству.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судов обеих инстанций и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права или норм материального права, на которые указывает податель жалобы, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2006 по делу N А13-5426/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2007 г. N А13-5426/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника