Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 февраля 2007 г. N А05-7677/2006-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Зубаревой Н.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 20.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас и Котласском районе Архангельской области на решение от 14.08.2006 (судья Хромцов В.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 15.11.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7677/2006-22,
установил:
Индивидуальный предприниматель Охалова Людмила Васильевна обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас и Котласском районе Архангельской области (далее - Фонд) от 30.05.2006 N 111.
Решением суда от 14.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права просит отменить решение от 14.08.2006 и постановление от 15.11.2006, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, предприниматель должен уплачивать страховые взносы за 2005 год в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части страховой пенсии, до даты вступления в законную силу Определений Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О и 165-О, то есть до 12.04.2005.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Охалова Л.В. имеет статус индивидуального предпринимателя и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Заявитель установил, что у предпринимателя Охаловой Л.В. за период с 01.01.2005 по 12.04.2005 имелась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 168 руб. 37 коп., направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
За несвоевременную уплату указанных страховых взносов Фонд начислил предпринимателю 5 руб. 99 коп. пеней.
Фонд направил предпринимателю Охаловой Л.В. требование от 30.03.2006 N 111, в котором предложил в срок до 10.04.2006 в добровольном порядке уплатить сумму недоимки по страховым взносам и пени.
Поскольку предприниматель в установленный срок требование не исполнил, Фонд принял решение от 30.05.2006 N 111 о взыскании с Охаловой Л.В. 168 руб. 37 коп. недоимки и 5 руб. 99 коп. пеней.
Предприниматель, не согласившись с данным решением, обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии со статьей 28 Закона N 167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и является обязательным для уплаты.
По смыслу названной нормы фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе как уже достигшими пенсионного возраста, так и теми, кто близок к такому возрасту. Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 определения от 12.04.2005 N 165-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. Возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Закона о трудовых пенсиях.
В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Принимая во внимание, что предприниматель Охалова Л.В. 1942 года рождения, суды сделали правильный вывод о том, что она обязана уплатить за спорный период страховые взносы, направляемые только на финансирование страховой части трудовой пенсии. Следовательно начисление предпринимателю 168 руб. 37 коп. страховых взносов направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и пеней, начисленных на эту сумму, является неправомерным.
Доводы жалобы всесторонне и полно исследованы судами первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.11.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7677/2006-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас и Котласском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2007 г. N А05-7677/2006-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника