Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2007 г. N А56-56960/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Асмыковича А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Агро Союз "Регионы" Жернаковой Ю.И. (доверенность от 04.09.06 N 29/06), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области Захаровой М.А. (доверенность от 11.10.06 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2006 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 (судьи Старовойтова О.Р., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А56-56960/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агро Союз "Регионы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 22.08.2005 N 03-29/82 в части отказа в возмещении и доначислении 91 995 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции заявил ходатайство о замене Инспекции Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга в связи с переходом Общества на учет в эту налоговую инспекцию. В удовлетворении ходатайства отказано в связи с тем, что данный случай не является основанием для произведения процессуального правопреемства, предусмотренного статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 20.05.2005 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за апрель 2005 года, согласно которой сумма налога, заявленного к возмещению из бюджета, составила 1 031 903 руб.
По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов принято решение от 22.08.2005 N 03-29/82 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговая инспекция возместила Обществу 939 908 руб. налога на добавленную стоимость и отказала в возмещении 91 995 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2005 года с обязанием доначислить указанную сумму налога по лицевому счету налогоплательщика.
Отказ в возмещении и доначислении спорной суммы налога на добавленную стоимость мотивирован тем, что в счетах-фактурах от 28.03.2005 N 54, от 30.03.2005 N 56 и от 30.04.2005 N 67 изменения внесены с нарушением установленного порядка (данные счета-фактуры были изготовлены заново), в связи с чем они не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Общество, считая решение налогового органа в части отказа в возмещении и доначислении 91 995 руб. налога на добавленную стоимость незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Как следует из пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пункт 5 статьи 169 НК РФ устанавливает обязательные реквизиты, которые должны содержаться в счете-фактуре, а пункт 6 этой же статьи предусматривает порядок ее подписания.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Вместе с тем положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги). Иные положения главы 21 НК РФ также не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами.
Из материалов дела видно, что Общество представило в налоговую инспекцию и в суд исправленные счета-фактуры с теми же номерами и реквизитами.
Судебные инстанции исследовали и оценили представленные налогоплательщиком счета-фактуры и признали их надлежащим основанием для применения налоговых вычетов.
По смыслу статей 171 и 172 НК РФ основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Соблюдение Обществом указанных условий в проверяемом периоде налоговым органом не оспаривается.
Довод кассационной жалобы налоговой инспекции об отсутствии регистрации в книге покупок составленных заново счетов-фактур является необоснованным, поскольку книга покупок не относится к документам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации для получения налогового вычета, и ведется в целях бухгалтерского учета.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 по делу N А56-56960/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2007 г. N А56-56960/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника