Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 27 октября 2004 г. N 44г-443
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего: Епифановой В.Н.
и членов президиума: Яковлевой Т.И., Миронова Л.А., Богословской И.И., Березкина В.Г.
рассмотрел в судебном заседании от 27 октября 2004 года гражданское дело по иску Б. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга, Министерству Финансов РФ об обязании выплатить недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью,
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В., объяснения Б., представителя Военного комиссариата /по дов N 2685 от 13 ноября 2002 года К./ мнение прокурора Л.,
Президиум установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что он является пенсионером Министерства обороны РФ и ветераном подразделений особого риска, участником ликвидации радиационной аварии, инвалидом 2 группы с 20 января 1998 года, получившим увечье при исполнении обязанностей военной службы.
В период с 15 февраля 2001 года по октябрь 2001 года включительно истцу ответчиком выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с ноября 2001 года выплата такой компенсации была прекращена.
Решением Октябрьского районного суда от 09 сентября 2002 года Военный комиссариат обязан возобновить Б. выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01 ноября 2001 года.
Истец обратился в Октябрьский суд и просит обязать ответчика выплатить ему недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 20 января 1998 года по 15 февраля 2001 года.
Решением Октябрьского районного суда от 30 марта 2004 года исковые требования истца были удовлетворены частично, и Военный комиссариат обязан выплатить Б. недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. в размере 199 565 руб. 22 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 июля 2004 года решение Октябрьского районного суда от 30 марта 2004 года отменено с вынесением по делу нового решения об отказе Б. в удовлетворении иска.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался нормами Постановления Правительства РФ от 08 июня 2001 года N 455 /в редакции постановления Правительства РФ от 24 августа 2002 года N 629 и от 08 августа 2003 года N 475/.
В соответствии с п. 3 указанного постановления Правительства гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел..., выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, производится за период со 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в зависимости от степени утраты трудоспособности, при этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка принимаются в размерах, действующих на день выплаты.
В соответствии с п. 5 постановления N 455 выплаты, предусмотренные постановлением, производятся с учетом сумм, выплаченных ранее на основании судебных решений и по другим основаниям.
Распространяя действие вышеназванного постановления Правительства на истца, суд исходил из того, что иное указывало бы на нарушение принципа равенства граждан перед законом.
Суд также принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997 года N 18-П, признавшего противоречащими Конституции РФ положения ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", лишающие военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда. /в п. 3 данного Постановления Конституционного Суда РФ предусмотрено, что указанные положения закона утрачивают силу по истечении шести месяцев, т.е. с 02 июня 1998 года/.
Соответствующие изменения в ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" были внесены лишь ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" N 5-ФЗ, вступившим в силу 15 февраля 2001 года.
В связи с этим суд пришел к выводу, что у истца, также являвшегося бывшим военнослужащим, приравненного к указанной категории лиц, отсутствовали до 15 февраля 2001 года основания для обращения к ответчику с заявлением о выплате сумм в возмещение вреда.
Отменяя решение районного суда и принимая новое решение об отказе истцу в иске, судебная коллегия исходила из того, что Законом установлена возможность выплаты недополученной денежной компенсации лишь гражданам, которые получали денежную компенсацию на момент вступления в силу ФЗ N 5 "О внесении изменений и дополнений в Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Заявитель до 15 февраля 2001 года денежную компенсацию не получал. Принимая решение об отказе истцу в иске, судебная коллегия также руководствовалась п. 7 постановления Правительства РФ N 607 от 21 августа 2001 года "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на ЧАЭС", в котором указано, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Поскольку заявитель до 15 февраля 2001 года денежную компенсацию возмещения вреда здоровью не получал, то отсутствуют правовые основания к удовлетворению его требований о взыскании недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период со 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года.
В надзорной жалобе от 13 августа 2004 года Б. просит отменить определение судебной коллегии по гражданским делам и оставить в силе решение Октябрьского районного суда от 30 марта 2004 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 19 августа 2004 года дело N 2-1888 истребовано в городской суд.
24 сентября 2004 года судьей Санкт-Петербургского городского суда вынесено определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, считает, что определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 июля 2004 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Октябрьского районного суда от 30 марта 2004 года.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия необоснованно не применила к спорным правоотношениям положения постановления Правительства РФ N 455, предусматривающего порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, указав, что к спорным правоотношениям применимы лишь нормы п. 7 постановления Правительства РФ N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы". Из текста постановления Правительства РФ N 455 года не усматривается, что законодатель связывает возможность его применения лишь наряду с применением постановления N 607, тем более, что постановление Правительства N 455 было принято ранее постановления Правительства N 607.
Следует согласиться с выводом суда о том, что до 15 февраля 2001 года у истца не было оснований для обращения к ГВК СПб с заявлением о выплате сумм в возмещение вреда, поскольку не было внесено соответствующих изменений в закон. В постановлении Правительства РФ N 455 не указано, что выплата недополученных денежных компенсаций производится со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Кроме того, все необходимые документы /справка МСЭК, удостоверение инвалида-чернобыльца/ находятся в пенсионном деле истца.
С 15 февраля 2001 года ответчик назначил и начал выплачивать истцу денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, руководствуясь при этом нормами закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В дальнейшем Октябрьский районный суд подтвердил право истца на получение указанной компенсации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,
Президиум определил:
Определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 июля 2004 года отменить, оставить без изменения решение Октябрьского районного суда от 30 марта 2004 года.
Председатель: |
В.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 27 октября 2004 г. N 44г-443
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле