Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 31 января 2007 г. N 44г-58/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе: председателя Епифановой В.Н. и членов президиума Яковлевой Т.И., Миронова Л.А., Богословской И.И., Березкина В.Г., Черкасовой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании от 31 января 2007 года гражданское дело N 2-1339/06 по иску Л., к ОСЗН Администрации Красногвардейского района, ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" и департаменту Федеральной государственной службе занятости населения по Санкт-Петербургу об обязании произвести начисление и выплату денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью,
на основании жалобы в порядке надзора Л. и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Диденко Е.М. от 25 декабря 2006 года о передаче дела в суд надзорной инстанции,
заслушав доклад судьи Диденко Е.М. и объяснения Л. и его представителя Б., полномочия которого подтверждены доверенностью от 24.01.2006 года, удостоверенной нотариусом Б-вой в реестре за N 5-203, выданной сроком на три года,
Президиум установил:
Л. получил увечье при исполнении обязанностей военной службы, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, в связи с которым признан инвалидом второй группы с 17.12.2004 года.
Истец обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчикам о назначении ему ежемесячной денежной компенсации на основании пункта 25 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указывая, что он с 17.12.2004 года имеет права на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "а" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12 1991 года N 2123-1.
В ходе рассмотрения дела дополнил исковые требования и просил произвести индексацию ежемесячной денежной выплаты в соответствии с индексами роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Санкт-Петербурге с 01.01.2001 года 1,208, с 01.01.2003 года 0 1,414 и с 01.01.2005 года - 1,153, а далее с применением коэффициентов инфляции. Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2006 года исковые требования Л. удовлетворены частично: суд обязал отдел социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга назначить истцу ежемесячную денежную компенсацию в размере 2500 рублей, начиная с февраля 2005 года, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 июня 2006 года решение суда первой инстанции от 10.05.2006 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 13.11.2006 года, Л. просит изменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.2006 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд. Гражданское дело N 2-1339/06 поступило в Санкт-Петербургский городской суд 06.12.2006 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25.12.2006 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Санкт-Петербургского городского суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 25 статьи 14 Закона в редакции ФЗ от 24.11.1995 года N 179 и от 07.09.2000 года N 122 было предусмотрено право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Тот же пункт статьи 14 в редакции ФЗ N 5 от 12.02.2001 года предусматривает фиксированный размер компенсации, выплачиваемой в качестве возмещения вреда, причиненного здоровью.
В Закон РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (далее базовый Закон) были внесены изменения Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1.
Пунктом 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июля 1992 года N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" действие Закона от 18 июня 1992 года N 3061-1 распространено на лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме ЧАЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Каких-либо актов о признании утратившими силу Постановлений Верховного Совета Российской Федерации N 2123-1 от 27 декабря 1991 года и от 18 июня 1992 года N 3062-1, распространивших действие Закона на лиц из подразделений особого риска, до принятия Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года не издавалось.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 октября 2005 года предусмотрено, что статья 9 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, внесшая изменения в пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 2001 года N 2123-1, не может рассматриваться как лишающая указанных выше граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Из этого следует, что какие-либо законные основания для ограничения права этих граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью, отсутствуют.
При рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Федеральным законом N 31-ФЗ от 26.04.2004 года "О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Федеральный закон N 31-ФЗ) предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном - бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 847, установлено, что ежемесячные денежные компенсации, предусмотренные пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 1 июня 2004 года с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", в соответствии с приложением N 3.
Согласно указанному приложению размер ежемесячной компенсации инвалидов второй группы с 01.06.2004 года равен 3450 рублям.
В дальнейшем ежемесячная денежная компенсация подлежала индексации с применением коэффициентов 1,11 и 1,085, установленных пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 847 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.10.2005 года N 364-О указал, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда, причиненного в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается во всяком случае снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке.
Конституционный Суд также указал, что исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
В связи с указанными положениями Л., которому впервые инвалидность в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанная с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, была установлена в 1999 году, имеет право на индексацию сумм возмещения вреда здоровью за период с 2003 года по 2005 год на коэффициенты индекса роста величины прожиточного минимума для пенсионеров Санкт-Петербурга.
Также следует отметить, что вывод судов первой и кассационной инстанций о назначении ежемесячной денежной выплаты истцу со дня его обращения за такой выплатой, является необоснованным, поскольку из содержания Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует, что право на возмещение вреда возникает у пострадавшего с момента установления ему инвалидности.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные постановления следует изменить, признав надзорную жалобу истца обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум постановил:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 10 мая 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 июня 2006 года изменить.
Обязать отдел социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга назначить Л. ежемесячную денежную выплату в размере 2500 рублей с 17 декабря 2004 года и произвести индексацию ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2002 года с применением индекса роста величины прожиточного минимума для пенсионеров Санкт-Петербурга 1,208, с 01 января 2003 года - 1,414 и с 01 января 2004 года - 1,153, с 01 января 2005 года - с применением коэффициента инфляции 1,11, с 01 января 2006 года - 1,085, а далее - в установленном законом порядке.
Председатель: |
В.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2007 г. N 44г-58/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле