Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 февраля 2007 г. N А56-15695/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Феникс" Дмитриенко Ю.Ф. (доверенность от 09.02.2006) и Цомаева А.С. (доверенность от 20.06.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Полякова С.П. (доверенность от 19.02.2007 N 03/002837),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2006 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 (судьи Горбачева О.В., Петренко Т.И., Протас Н.И.) по делу N А56-15695/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 20.08.2004 N 10/296.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2006 восстановлен пропущенный заявителем срок на обращение в суд и требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 решение суда от 31.08.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела. Общество в апреле 2004 года на основании контракта от 30.09.2003 N 635 осуществляло ввоз на таможенную территорию Российской Федерации приобретенных у иностранной компании "NODWELL LLC. AS" (США) импортных товаров. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Общество уплачивало налог на добавленную стоимость.
В мае 2004 года (20.05.2004) налогоплательщик представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года, согласно которой сумма налога, полученного от покупателей, составила 142 022 руб., а сумма налоговых вычетов - 1 015 454 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 873 432 руб.
В целях проведения камеральной проверки указанной декларации налоговый орган направил Обществу требования от 12.07.2004 N 10-06/9581 и от 28.07.2004 N 10-06/10505 (л.д. 21 - 22 т. 2) о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в том числе: договоров (контрактов), таможенных деклараций, паспортов сделок, накладных, товаросопроводительных документов, первичных банковских и кассовых документов, книг покупок и продаж, расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей и т.д.
Налогоплательщик не представил по требованиям налогового органа документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов.
Это явилось основанием для отказа Обществу в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за апрель 2004 года в сумме 1 015 454 руб. Отказ изложен в решении налоговой инспекции от 20.08.2004 N 10/296. Этим же решением налогоплательщику уменьшен налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета по декларации за апрель 2004 года, на 889 582 руб., и предложено уплатить 125 872 руб. налога на добавленную стоимость.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя. Принимая такое решение, суды признали, что Общество подтвердило право на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. Судами также установлено, что требования от 12.07.2004 N 10-06/9581 и от 28.07.2004 N 10-06/10505 о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации за апрель 2004 года налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, направлены налоговым органом по неточному адресу. Кроме того, налогоплательщик в июне 2004 года представил в налоговую инспекцию все необходимые документы, которые налоговым органом при проведении камеральной проверки не исследовались.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы налоговой инспекции и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит основания для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены решения и постановления судов.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 НК РФ указано, что вычеты налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, право на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации); подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога таможенным органам; принятия к учету ввезенных на таможенную территорию товаров, подтвержденного соответствующими первичными документами.
Эти обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.
В случае непредставления налогоплательщиком вместе с декларацией документов, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ, налоговый орган в соответствии с абзацем четвертым статьи 88 и статьей 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность предъявленных к вычету сумм налога, а налогоплательщик обязан представить эти документы. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки представленной Обществом декларации признала неправомерным включение Обществом в состав налоговых вычетов 1015 454 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, сославшись на непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов по требованиям инспекции.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что требования налоговой инспекции от 12.07.2004 N 10-06/9581 и от 28.07.2004 N 10-06/10505 направлены Обществу по неточному адресу, в связи с чем не получены налогоплательщиком.
В то же время документы, подтверждающие правомерность предъявления к вычету 1 015 454 руб. налога на добавленную стоимость в декларации за апрель 2004 года. Общество представило в налоговый органа 02.06.2004, что подтверждается сопроводительным письмом со штампом налоговой инспекции (л.д. 18 т. 1).
Суды исследовали и оценили представленные налогоплательщиком документы и признали их оформленными в соответствии с требованиями налогового законодательства. Суды подтвердили выполнение налогоплательщиком требований налогового законодательства для применения налоговых вычетов: спорные импортируемые товары приобретены для перепродажи, приняты к учету в установленном порядке; налог на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товаров уплачен таможенным органам.
Этот вывод судов подтвержден материалами дела и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Факты ввоза иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей и принятия к учету ввезенного товара подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками Балтийской и Санкт-Петербургской таможни о выпуске товара в свободное обращение, платежными документами с отметками таможни, подтверждающими факт поступления от Общества в бюджет денежных средств, перечисленных по этим платежным поручениям, копией книги покупок, карточками счета 41 "Товары".
Налоговым органом не оспаривается, что импортированные Обществом товары приобретены для их последующей перепродажи. Налогоплательщик представил в налоговый орган и суд документы, подтверждающие приобретение импортных товаров и их ввоз на территорию Российской Федерации в целях последующей реализации на территории Российской Федерации.
На наличие доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом первичных документов, налоговый орган в кассационной жалобе не ссылается. Нет их и в материалах дела.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 по делу N А56-15695/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2007 г. N А56-15695/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника