Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2007 г. N А56-50921/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Малышевой Н.Н., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ИМАТРА" Егоренковой П.В. (доверенность от 22.02.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Егеревой Н.Е. (доверенность от 09.01.2007 N 04-04/69),
рассмотрев 26.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ИМАТРА" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2006 по делу N А56-50921/2005 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Старовойтова О.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ИМАТРА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 15.08.2005 N 107 об отказе в возмещении 27 677 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 13.06.2006 (судья Галкина Т.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 03.11.2006 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить принятое постановление и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, документы, представленные им в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов, оформлены в соответствии с требованиями статей 165 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем у налогового органа не было оснований для отказа в возмещении 27 677 руб. налога по счету-фактуре от 05.10.2004 N 99, выставленному ООО "Эпсилон".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель инспекции, указав на их несостоятельность, просил оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 13.05.2005 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % за апрель 2005 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 667 944 руб. налога, и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 15.08.2005 N 107 (исх. N 11-09/21735), которым подтвердил обоснованность налогообложения выручки от реализации экспортируемого товара по ставке 0 % по НДС в сумме 5 298 855 руб, (пункт 1), возместил обществу 640 267 руб. налога (пункт 2) и отказал в возмещении 27 677 руб. НДС на основании пункта 1 статьи 172 НК РФ (пункт 3), а также составил мотивированное заключение N 12.
В обоснование отказа в возмещении налога инспекция сослалась на то, что ООО "Эпсилон", выставившее обществу счет-фактуру от 05.10.2004 N 99 на общую сумму 181 440 руб., в том числе 27 677 руб. 29 коп. НДС, последнюю отчетность представило за III квартал 2004 года, фактический адрес организации неизвестен.
Общество не согласилось с пунктом 3 решения налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление налогоплательщика, указал на то, что отсутствие поставщика по юридическому адресу и не представление им налоговой отчетности не являются основанием для отказа обществу в возмещении НДС из бюджета.
Апелляционный суд, признавая обоснованным решение налогового органа, исходил из того, что общество не подтвердило фактическую оплату товара поставщику по спорному счету-фактуре и размер НДС в составе его цены.
При этом в решении инспекции данное обстоятельство не рассматривалось в качестве основания для отказа в возмещении 27 677 руб. НДС.
Кассационная инстанция считает постановление от 03.11.2006 подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела следует, что апелляционный суд предложил обществу представить доказательства фактической оплаты по счету-фактуре от 05.10.2004 N 99, выставленному ООО "Эпсилон", по которому налоговым органом не принято к вычету 27 677 руб. налога.
Общество не представило документы в подтверждение фактической оплаты поставщику товара по спорному счету-фактуре и размера НДС в составе его цены, в связи с чем суд признал обоснованным решение инспекции.
Однако данное обстоятельство не являлось основанием для отказа обществу в возмещении 27 677 руб. НДС, и суд первой инстанции его не оценивал, поскольку на него не ссылался налоговый орган, и не истребовал у налогоплательщика соответствующие платежные документы.
Представитель общества пояснил в суде кассационной инстанции, что расчетные документы, подтверждающие фактическую оплату товара по спорному счету-фактуре и размер налога в составе его цены, имеются у общества, но находились на проверке в налоговой инспекции и не могли быть представлены в суд апелляционной инстанции.
Расчетные документы представлены обществом только в кассационную инстанцию.
Однако доказательства в силу статей 125 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны представляться и оцениваться судом первой и апелляционной инстанций.
Платежные документы не были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем названные документы имеют непосредственное значение для правильного разрешения настоящего дела, в связи с чем кассационная инстанция считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку платежным документам, в том числе по размеру налогового вычета, и принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2006 по делу N А56-50921/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2007 г. N А56-50921/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника