Апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 06 декабря 2022 г. по делу N 33а-343/2022
1-й ЗАПАДНЫЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе председательствующего
Гогина А.В, судей
Царькова В.Н, Пестуновича В.И.
при секретаре судебного заседания
Багаеве Д.Р, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и административного ответчика на решение Псковского гарнизонного военного суда от 19 июля 2022 года по административному делу по административному иску Егорова Сергея Геннадьевича об оспаривании приказа командира войсковой части N об исключении из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И, объяснения административного истца Егорова С.Г. и его представителя Солдатенкова В.И. в поддержание доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора "данные изъяты" Чендылова О.А, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции изменить, частично удовлетворив апелляционную жалобу ответчика, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы истца, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Егоров обратился в Псковский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным и отменить приказы командира войсковой части N от 10 января 2022 года N - в части, касающейся исключения из списков личного состава воинской части с 30 декабря 2021 года, и от 18 февраля 2022 года N - в части, касающейся исключения из списков личного состава воинской части с 19 февраля 2022 года, а также указания на обеспеченность жилыми помещениями по нормам жилищного законодательства;
- признать незаконными действия командира войсковой части N в части издания приказа от 31 января 2022 года N об исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы без обеспечения всеми выходными днями (отгулами) за работу сверх 40 часов в неделю за 2019-2021 годы, 3-мя сутками основного отпуска за 2021 год, выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в феврале 2020 года в полном объеме, премии за 2021 год по приказу Министра обороны РФ N в полном объеме, 8 окладов денежного содержания на день исключения из списков личного состава воинской части;
- отменить свой приказ от 31 января 2022 года N в части, касающейся исключения из списков личного состава воинской части с 19 февраля 2022 года в связи с увольнением с военной службы, восстановив на военной службе с даты незаконного увольнения до даты полного обеспечения не предоставленными выходными днями за работу сверх 40 часов в неделю и не выплаченными в полном объеме денежными премиями, исключив из списков личного состава воинской части в день полного расчета по денежному довольствию;
Кроме того, Егоров просил обязать командира войсковой части N:
- предоставить ему все неиспользованные оплачиваемые выходные дни по фактическому времени привлечения к службе сверх 40 часов в неделю за 2019-2021 годы и не предоставленную часть основного отпуска за 2021 год в количестве 3-х суток;
- выплатить премию за 2021 год по приказу Министра обороны РФ N в полном объеме и премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в феврале 2020 года в полном объеме;
- направить на стационарное медицинское освидетельствование для определения состояния здоровья и проведения военно-врачебной комиссии на категорию годности к военной службе на момент увольнения с военной службы (исключения из списков личного состава воинской части) в период предоставления неиспользованных выходных дней (отгулов) за 2019-2021 годы.
В обоснование иска Егоров указал, что оспариваемые приказы нарушили его право быть обеспеченным на день исключения из списков личного состава воинской части положенными днями отдыха и установленными видами довольствия, нарушено его право на прохождение медицинского освидетельствования при увольнении с военной службы. В связи с изложенным истец просил восстановить в списках личного состава воинской части до момента фактического предоставления неиспользованных дней отдыха, причитающихся дней основного отпуска за 2022 год, прохождения ВВК и полного расчета по денежному довольствию.
Решением гарнизонного военного суда иск удовлетворен частично.
Суд установилнарушение прав истца на предоставление 37 дополнительных суток отдыха, в связи с чем признал приказы командира войсковой части N от 10 января 2022 года N, от 31 января 2022 года N, от 18 февраля 2022 года N в части исключения Егорова из списков личного состава воинской части незаконными, обязав ответчика изменить дату исключения Егорова из списков личного состава воинской части на 28 марта 2022 года, обеспечив полагающимся на эту дату денежным довольствием, в том числе премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в феврале 2020 года.
Кроме того, суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с не установлением Егорову дополнительного материального стимулирования по результатам исполнения должностных обязанностей в 2021 году в надлежащем размере, обязав его повторно рассмотреть вопрос об установлении Егорову размера дополнительного материального стимулирования по результатам исполнения должностных обязанностей в 2021 году с учетом положений п. 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N.
В удовлетворении остальных требований суд отказал.
При этом в удовлетворении требований о признании действий командира войсковой части N, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха за 2019 год, отказано в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока на обращение в суд.
Административным истцом и административным ответчиком на указанное решение поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представитель административного истца выражает несогласие с принятым решением и указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
Так, в нарушение требований ч. 1 ст. 310 КАС РФ суд рассмотрел дело без привлечения к участию в деле супруги истца, права и интересы которой затрагиваются решением.
При разрешении вопроса о предоставлении отпусков Егорову суд неправомерно применил нормы материального права, не подлежащие применению.
При этом при исчислении суток отдыха суд не учел не предоставленные сутки отдыха за 2019 год.
При исчислении времени привлечения к обязанностям военной службы сверх предельной продолжительности служебного времени суд произвольно уменьшил время исполнения обязанностей военной службы, не включив в него время прибытия и убытия с военной службы, время приема пищи и отдыха в суточном наряде.
Административный истец в дополнении к апелляционной жалобе отмечает, что на день исключения его из списков личного состава войсковой части денежное довольствие ему не выплачено, своего согласия на исключение из списков части он не давал.
Егоров полагает, что суд избрал ненадлежащий способ восстановления его прав путем переноса даты исключения из списков части, в то время как полное восстановление нарушенных командованием прав возможно лишь путем восстановления его в статусе военнослужащего, получения причитающихся суток отдыха и основного отпуска в реальном времени, а также не выплаченного денежного довольствия, в том числе за период этих суток отдыха и основного отпуска.
Предоставив дополнительные сутки отдыха в прошедшем времени, суд фактически присудил их денежную компенсацию, без реального предоставления этого отдыха.
Егоров полагает, что указанный в решении суда способ восстановления права без восстановления в списках части, путём механического переноса даты увольнения на 37 дней не восстановил значимые для него и его семьи права:
- право на получение не выплаченного вовремя денежного довольствия;
- право на основной отпуск за 2022 год пропорционально прослуженному времени (5 суток за март 2022 г. и 5 суток за апрель 2022 г.);
- право на проведение основного отпуска за 2022 г. совместно со своей супругой;
- право на получение в реальном времени 37 дополнительных суток отдыха;
- право иметь статус военнослужащего и пользоваться всеми социальными гарантиями и правами, порождаемыми этим статусом до момента полного расчёта по денежному довольствию;
- право получить в полном объёме не полностью выплаченное денежное довольствие за 3 года, предшествующих обращению в суд;
- право на получение премии по приказу МО РФ N в полном объёме в соответствии со своей должностью до даты исключения из списков в/части.
Перечисленные права, по утверждению истца, могут быть восстановлены исключительно после процедуры восстановления его в списках войсковой части.
Кроме того, Егоров указывает, что при увольнении он не был направлен на освидетельствование ВВК для определения категории годности к военной службе на момент увольнения с военной службы, хотя основания для этого имелись, о чем он уведомлял командование, подав соответствующий рапорт 13 августа 2021 года.
31 августа 2021 года его вынудили написать рапорт об отказе от прохождения ВВК для устранения препятствий для прохождения профессиональной переподготовки.
После окончания переподготовки 23 декабря 2021 года им написан новый рапорт с просьбой провести ВВК до исключения из списков в/части, но направление не предоставлено до сих пор. Проведение ВВК после исключения из списков части по имеющимся медицинским документам Егоров считает невозможным, так как уже 1, 5 года он не проходил медицинских осмотров, а определить состояние его здоровья можно только проведя медицинское обследование. Освидетельствование ВВК могло повлиять на возникновение права выбора основания увольнения с военной службы, получение страховых и иных выплат.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик указывает, что при рассмотрении вопроса о законности установления Егорову сниженного размера материального стимулирования суд первой инстанции проигнорировал материалы прокурорской проверки, согласно которым Егоров не был оценен по уровню физической подготовки за 2021 год, что повлияло на размер этой премии.
В связи с этим в жалобе ставится вопрос об отмене оспариваемого решения суда в части признания незаконным действий командира войсковой части N при определении размера дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N и возложении на него обязанности повторного рассмотрения вопроса об установлении Егорову иного размера премии.
Автор жалобы отмечает, что при разрешении вопроса о полноте предоставленных Егорову дней отдыха суд не учел сведения, содержащиеся в Журналах учета времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени за 2020 и 2021 года, заверенные подписью самого административного истца.
Между тем, согласно этим журналам и приказам командира части в 2020 году Егорову было предоставлено 13 дней отдыха, в 2021 году - 7 дней отдыха, в 2022 году 6 дней в связи с чем не предоставленные дни отдыха должны быть сокращены с 37 до 11 суток. В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просил изменить решение в части определения даты исключения Егорова из списков личного состава части путем переноса этой даты с 28 марта 2022 года на 2 марта 2022 года.
В остальной части оспариваемое решение Псковского гарнизонного военного суда просит оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, окружной военный приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно Приложению N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", предусмотренные пп.1 и 3 ст.11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются военнослужащим с учетом положений ст. 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложение N 2 к Положению). При этом дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха предоставляются: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
О желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае их непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом (п. 3 Приложения N 2 к Положению).
Следовательно, исходя из положений приведенных правовых норм, военнослужащие вправе реализовать свое право на отдых путем использования дополнительных суток отдыха в том году, когда возникло право на предоставление дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели до дня начала основного отпуска за текущий год, то есть непосредственно после возникновения права на такие сутки отдыха; в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха. В случае переноса отпуска или его части на следующий год право на предоставление дополнительных суток отдыха может быть реализовано в таком же порядке.
При этом право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего при предоставлении отпусков, причитающихся за текущий год, либо в течение следующего года, когда должен быть предоставлен отпуск за прошлый год и, соответственно, дополнительные сутки отдыха.
Примененную судом первой инстанции методику расчета дополнительных суток отдыха Егорову окружной военный суд признает не соответствующим требованиям Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, поскольку право и обязанность ведения учета времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в сверхурочное время относится к компетенции командования.
По делу установлено, что Егоров проходил военную службу в войсковой части N.
В 2019 - 2021 годах он привлекался к исполнению служебных обязанностей в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.
В соответствии с записями в журналах учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечению военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, и предоставления им дополнительного времени отдыха управления и командиров подразделений войсковой части N (далее - Журнал) за 2019-2021 годы, Егоров приобрел право на предоставление дополнительных дней отдыха.
Приказом командира войсковой части N N от 1 октября 2021 года Егоров уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части N N от 18 февраля 2022 года - исключен из списков личного состава воинской части с 19 февраля 2022 года.
В соответствии с п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16. 09. 1999 N 1237 в случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска, предусмотренные подпунктами "б" и "г" пункта 15 статьи 31 настоящего Положения, не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.
Согласно разъяснениям, данным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, в тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.
В соответствии с п. 1. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия должностного лица может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Таким образом, срок для судебного обжалования бездействия командира войсковой части N, связанного с непредоставлением Егорову дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2019 году подлежал исчислению с 1 января 2021 года и истек 31 марта 2021 года.
Из административного иска следует, что Егоров изъявил желание реализовать свое право на дополнительные сутки отдыха за 2019 год лишь в августе 2021 года, обратившись к командиру войсковой части N с соответствующим рапортом, а в суд с требованием об оспаривании действий командира части - в мае 2022 года.
Поскольку сведений о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд, а также обстоятельств, подтверждающих уважительность таких причин, административным истцом не приведено, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении этой части требований без рассмотрения дела по существу, что соответствует требованиям ч. 8 ст. 219 КАС РФ.
Согласно записям в Журналах за 2020 год, заверенным подписями самого Егорова, за 2020 год ему причиталось 15 дополнительных суток отдыха, за 2021 год -18 суток.
В соответствии с изложенными выше требованиями предоставление истцу дополнительных суток отдыха за 2020 год было возможно только в 2020 году либо в 2021 году в случае переноса основного отпуска (его части) за 2020 год на 2021 год путем присоединения к нему этих суток отдыха по просьбе военнослужащего, за 2021 год - только в 2021 году либо в 2022 году в случае переноса основного отпуска (его части) за 2021 год на 2022 год.
21 апреля 2021 года Егоров подал по команде рапорт о предоставлении ему неиспользованной части отпуска за 2020 год с предоставлением причитающихся 15 дополнительных суток отдыха за 2020 год (т.1 л. д. 124), которые ему были полностью предоставлены приказом командира части N от 14 мая 2021 года (т.1 л. д. 128).
Таким образом, право административного истца на предоставление дополнительных суток отдыха за 2020 год реализовано в полном объеме и оснований для удовлетворения этой части исковых требований не имелось.
В Журнале учета времени за 2021 год зафиксировано, что нереализованное по состоянию на май 2021 года дополнительное время отдыха у Егорова составило 146 часов, что соответствует 18 суткам и подтверждается подписью военнослужащего (т.3 л. д. 44).
Из них приказом командира части N от 4 марта 2021 года Егорову предоставлены 1 сутки отдыха по его рапорту (т.1 л. д. 123, 127), приказом N от 28 декабря 2021 года - 6 суток отдыха (т.1 л. д. 131), а приказом N от 31 января 2022 года - 7 суток отдыха за 2021 год (т.1 л. д. 133), а всего 14 суток.
Таким образом, из причитающихся Егорову за 2020 и 2021 годы 33 суток отдыха фактически было предоставлено 29 суток.
Вместе с тем гарнизонный военный суд обоснованно указал, что предоставление Егорову 6 суток отдыха приказом командира войсковой части N от 28 декабря 2021 года N в период с 3 по 8 января 2022 года, то есть в праздничные дни, противоречит положениям ст. 220 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, по смыслу которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени предоставляется в качестве компенсации отдых в рабочие дни недели.
Исходя из этого, размер причитающихся и не использованных Егоровым суток отдыха за 2021 год составляет 10 суток.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, разрешая вопрос о способе восстановления прав истца, гарнизонный военный суд обоснованно руководствовался разъяснениями, данными в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", поскольку нарушение права Егорова на использование дней отдыха может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части.
Принимая во внимание, что Егоров имеет право на предоставление 10, а не 37 дополнительных суток отдыха, окружной суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого решения первой инстанции в части даты исключения его из списков части.
С учетом позиции административного ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, о наличии оснований для переноса даты исключения из списков части на период не предоставленных истцу суток отдыха, окружной военный суд считает необходимым изменить дату исключения Егорова из списков личного состава части с 19 февраля на 2 марта 2022 года с обеспечением Егорова за этот период положенными видами довольствия.
Оценивая доводы апелляционных жалоб административного истца и ответчика в части разрешения требований Егорова о выплате ему дополнительного материального стимулирования, окружной военный суд исходит из следующего.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N установлено дополнительное материальное стимулирование по результатам службы (работы) и утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Порядок).
В соответствии с пп. 6, 7, 11 Порядка дополнительное материальное стимулирование не предоставляется военнослужащим, которые имеют дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустили нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов, а его конкретные размеры определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом командира войсковой части N от 19 октября 2021 года N назначена рабочая группа для определения размеров дополнительного материального стимулирования военнослужащим и гражданскому персоналу войсковой части N по результатам служебной деятельности в 2021 году. На основании пп. 4 - 7 приказа составляются списки военнослужащих, совершивших грубые дисциплинарные проступки, допустивших нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, имеющих неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной и физической подготовке, не совершающих прыжки с парашютом. При этом командиры подразделений (непосредственные начальники) представляют командиру воинской части рапорты о выплате дополнительного материального стимулирования военнослужащим по результатам службы с указанием тех, кто к выплате не представляются и кому размер выплаты снижается.
Иных категорий военнослужащих, которым размер дополнительного материального стимулирования ограничивается либо не выплачивается, данный приказ не содержит.
Как следует из рапорта заместителя командира войсковой части N по медицинской части от 2 декабря 2021 года Егорову предлагается установить сниженный размер материального стимулирования в сумме 1 149 руб, что было реализовано приказом командира войсковой части N от 3 декабря 2021 года N.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что каких-либо данных в обоснование снижения размера дополнительного материального стимулирования Егорову в рапорте и приказе не приведено.
Суд установил, что Егоров в 2021 году к дисциплинарной и иным видам ответственности не привлекался, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной и физической подготовке не имел, данных о ненадлежащем исполнении Егоровым своих служебных обязанностей административным ответчиком в судебное заседание также не представлено.
Доводы представителя административных ответчиков о том, что истец с мая 2021 года фактически свои должностные обязанности не исполнял, находясь в отпусках и на профессиональной переподготовке, суд первой инстанции правильно признал необоснованными. Приведенный ответчиком в апелляционной жалобе довод о том, что основанием для снижения размера премии мог служить установленный в материалах прокурорской проверки факт отсутствия оценки Егорова по уровню физической подготовки, на правильность указанных выводов суда не влияет.
Вывод суда первой инстанции о недопустимости произвольного уменьшения Егорову дополнительного материального стимулирования согласуется с правовой позицией, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2022 года N 226-КАД21-1-К10.
Оснований для выплаты премии в конкретном размере, как на том настаивает истец, суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку ее размер определяется командованием по результатам исполнения должностных обязанностей. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на командира части обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении Егорову размера дополнительного материального стимулирования с учетом положений п. 7 Порядка.
Вопреки мнению автора жалобы, у суда не имелось оснований для привлечения супруги Егорова к участию в деле в порядке, установленном ст. 46 КАС РФ.
Исходя из смысла положений, закрепленных в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" социальные гарантии предоставляются непосредственно военнослужащим, а правовой же статус члена семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего, а поэтому члены его семьи не являются самостоятельными субъектами правоотношений с государственным органом, уполномоченным предоставлять соответствующие гарантии и льготы военнослужащим.
Кроме того, как следует из содержания административного искового заявления Егорова, круг лиц, участвующих в деле, определен им, как административным истцом при подаче административного искового заявления. При этом члены его семьи в качестве заинтересованных лиц не указаны.
Ссылки административного истца на нарушение его права на медицинское освидетельствование также являются необоснованными.
По делу установлено, что перед увольнением с военной службы он изъявил желание пройти освидетельствование ВВК о чем подал соответствующий рапорт 13 августа 2021 года, однако 31 августа 2021 года письменно отказался от его прохождения.
Утверждения истца о вынужденности такого отказа проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку каких-либо подтверждающих указанные обстоятельства доказательств административным истцом суду не представлено.
Повторный рапорт о желании прохождения ВВК Егоров подал только 23 декабря 2021 года, после издания командиром войсковой части N приказа N от 1 октября 2021 года об увольнении Егорова с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Егоров после увольнения с военной службы не лишен права на медицинское обеспечение, в том числе и на освидетельствование ВВК для определения категории годности к военной службе на момент увольнения с военной службы в соответствии с п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565.
Действия командования войсковой части N, направленные на обеспечение Егорова денежным довольствием до исключения из списков личного состава воинской части, выполнены своевременно и надлежащим образом, без нарушения прав административного истца. Существенных нарушений по обеспечению истца денежным довольствием, влекущих необходимость восстановления истца в списках части, допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 19 июля 2022 года по административному делу по административному иску Егорова Сергея Геннадьевича в части определения даты исключения Егорова С.Г. из списков личного состава войсковой части N изменить.
Обязать командира войсковой части N изменить дату исключения Егорова С.Г. из списков личного состава воинской части на 2 марта 2022 года, обеспечив полагающимся на эту дату положенными видами довольствия, в том числе премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в феврале 2020 года, о чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и Егорову С.Г.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца и административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.