Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2007 г. N А26-7040/2006-22
Резолютивная часть постановления оглашена 15.02.2007.
Полный текст постановления изготовлен 19.02.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 29.01.2007),
рассмотрев 15.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2006 по делу N А26-7040/2006-22 (судья Таратунин Р.Б.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Пряжинский лесхоз" (далее - учреждение) 95 421 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании решения от 14.09.2006 N 1.21.135 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 19.10.2006 в удовлетворении заявления инспекции отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 19.10.2006 и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, учреждение представило декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2005 года с нарушением законодательно установленного срока, поскольку данная декларация не является уточненной по отношению к декларации по НДС за III квартал 2005 года.
Представители учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, не явились, что не препятствует судебному разбирательству без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.10.2005 учреждение представило в инспекцию декларацию по НДС за III квартал 2005 года, а 16.03.2006 - декларации по НДС за июль, август и сентябрь 2005 года. При этом оно обосновало необходимость представления помесячных деклараций тем, что выручка за август 2005 года превысила 1 000 000 руб. и в силу пункта 2 статьи 163 НК РФ у него появилась обязанность представлять отчетность по НДС за июль, август и сентябрь 2005 года помесячно.
Инспекция провела камеральную проверку декларации за август 2005 года, по итогам которой составила акт от 12.07.2006 N 1.21.148 и вынесла решение от 14.09.2006 N 1.21.135 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 95 421 руб. штрафа.
В обоснование решения налоговый орган указал, что в данном случае налогоплательщик должен был представить декларацию за август 2005 года не позднее 20.09.2005, в действительности же он представил ее 16.03.2006.
В требовании от 14.09.2006 N 331 инспекция предложила учреждению уплатить штраф в добровольном порядке в срок до 04.10.2006.
Поскольку учреждение не уплатило штраф в указанный срок, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с него налоговой санкции.
Суд первой инстанции отказал инспекции во взыскании штрафа с налогоплательщика, указав при этом, что декларация за август 2005 года, которой внесены изменения в налоговую декларацию за III квартал 2005 года, является уточненной, а не первичной. Поскольку сроки представления уточненных деклараций законодательством не установлены, то отсутствуют основания для привлечения учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод суда правомерным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Из содержания пункта 1 статьи 54 НК РФ следует, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 163 НК РФ налоговый период для налогоплательщиков (налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц. Если же ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысят один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал в силу пункта 2 статьи 163 НК РФ.
В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 000 000 руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Из приведенного следует, что если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в каком-либо месяце квартала превысила 1 000 000 руб., то налоговым периодом для налогоплательщика признается месяц и этот налогоплательщик обязан представлять декларации по НДС по итогам каждого месяца.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод инспекции о том, что декларация за август 2005 года по НДС, поданная учреждением 16.03.2006, не является уточненной, поскольку ранее оно представляло налоговую декларацию не за данный, а за иной налоговый период (III квартал 2005 года), которая имела и другую налоговую базу.
Как следует из имеющихся в материалах дела деклараций, налогоплательщик 19.10.2005 представил декларацию за III квартал 2005 года, а 16.03.2006 - уточненные декларации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 05.07.2005 по делу N 2769/2005" следует читать "от 12.07.2005 по делу N 2769/2005"
Сроки представления уточненных деклараций Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены. Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 по делу N 2769/2005, от 07.02.2006 по делу N 11775/2005.
Поэтому вывод суда о том, что действия ответчика по представлению налоговой декларации за август 2005 года не образуют вмененного ему состава налогового правонарушения, соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правомерным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2006 по делу N А26-7040/2006-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2007 г. N А26-7040/2006-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника