Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2007 г. N А05-9511/2006-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Подвального И.О., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 27.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Письменного Владимира Давыдовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2006 (судья Крылов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Маганова Т.В.) по делу N А05-9511/2006-12,
установил:
Индивидуальный предприниматель Письменный Владимир Давыдович обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее - Фонд) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.06.2006 N 95.
Решением суда от 29.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Письменный В.Д., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 29.09.2006 и постановление от 27.11.2006, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, он вправе, при исчислении страховых взносов, применять пониженный тариф, установленный подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Письменный В.Д. имеет статус индивидуального предпринимателя и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо производящие выплаты физическим лицам.
Предприниматель Письменный В.Д. представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2005 год, согласно которой сумма страховых взносов, подлежащая уплате составила 5 200 руб. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате, произведен страхователем, исходя из ставки тарифа страховых взносов в размере 14%.
При уплате страховых взносов за 2005 год предпринимателем применен тариф страховых взносов в размере 10,3%, установленный подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ.
Фонд на основании ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11), протокола к ведомости страховых взносов установил, что у предпринимателя по состоянию на 22.06.2006 имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, направил ему требование от 22.06.2006 N 95 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в срок до 08.07.2006.
Предприниматель обжаловал ненормативный акт Фонда в судебном порядке.
Суды отказали в удовлетворении заявления предпринимателя Письменного В.Д.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ, размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов - тариф страхового взноса, для страхователей производящих выплаты физическим лицам (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ), применяется в размере 14%, при базе для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо с нарастающим итогом с начала года до 280 000 руб. (подпункт 1 пункта 2 статьи 6 Закона N 167-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств установлены пониженные тарифы страховых взносов, при базе для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо с нарастающим итогом с начала года до 280 000 руб. - 10,3%.
Суды установили, что в спорный период предприниматель являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем.
При рассмотрении дела суды правомерно исходили из того, что пониженный тариф для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установленный для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, на индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями не распространяется. Указанный в подпункте 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ перечень лиц, которым предоставлено право применения пониженного тарифа, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
Апелляционная инстанция, сославшись на статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно указала, что понятия "организация" и "индивидуальный предприниматель" применительно к спорным правоотношениям не идентичны.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что индивидуальный предприниматель, являющийся в течении страхового года сельскохозяйственным товаропроизводителем, должен уплачивать страховые взносы, за наемных работников, применяя тариф, установленный подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 по делу N А05-9511/2006-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Письменного Владимира Давыдовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2007 г. N А05-9511/2006-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника