Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2007 г. N А56-38886/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. Асмыковича А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Фарос" Стахурской B.C. (доверенность от 09.01.2007 N 03),
рассмотрев 06.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 по делу N А56-38886/2006 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Фарос" (далее - Общество) 567 570 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением от 04.12.2006 суд прекратил производство по делу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить определение 04.12.2006 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в случае пропуска установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока для принятия решения о взыскании налоговой санкции Инспекция вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа с налогоплательщика.
Законность определения от 04.12.2006 проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и уплаты Обществом транспортного налога, налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество за период с 01.01.2003 по 30.09.2005 и налога с продаж за 2003 год, о чем составила акт от 30.05.2006 N 21-15.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 26.06.2006 N 21-49/15510 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 567 570 руб. налоговых санкций.
В требовании от 2606.2006 N 1460 Инспекция предложила Обществу уплатить налоговые санкции в срок до 03.07.2006.
Поскольку налогоплательщик не уплатил штраф в добровольном порядке, налоговый орган 09.08.2006 обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 567 570 руб. штрафа.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, указав на нарушение налоговым органом положений пункта 7 статьи 114 НК РФ, которым с 01.01.2006 предусмотрен внесудебный порядок взыскания налоговой санкции с налогоплательщика - организации.
Кассационная коллегия не находит оснований для изменения, или отмены определения от 04.12.2006 с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций, в связи с чем изменились правила подведомственности споров в арбитражном суде.
В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Статьей 103.1 НК РФ определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Из пунктов 7 и 8 статьи 103.1 НК РФ следует, что решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, с 01.01.2006 дела о взыскании сумм санкций, не превышающих пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, не подлежат рассмотрению в арбитражных судах, за исключением дел по заявлениям, поданным до 01.01.2006 (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ). В случае принятия к производству такого заявления, поданного после 31.12.2005, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105).
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 22.06.2006 N 30) положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания налоговых санкций во внесудебном порядке в данном случае не применяется, поскольку статья 103.1 и пункт 7 статьи 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов).
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 290, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 по делу N А56-38886/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2007 г. N А56-38886/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника