Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2007 г. N А42-1557/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О., рассмотрев 28.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2006 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А42-1557/2006,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 24.01.2006 N 5624.
Решением от 31.05.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006, заявление Управления Пенсионного фонда удовлетворено. При этом судебные инстанции указали, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его отделения относятся к органам государственного управления, которые имеют право на льготу по земельному налогу.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 31.05.2006 и постановление от 27.11.2006, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные и территориальные органы не относятся к органам государственной власти и управления, следовательно, не имели в 2005 году права на льготу по земельному налогу.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 15.06.2005 Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области зарегистрировало право Управления Пенсионного фонда на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 3277 кв.м., кадастровый номер 51:20:002066:0034, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Тарана д. 23, о чем правообладателю 22.06.2005 выдано свидетельство серии 51-АБ N 029577.
Управление Пенсионного фонда 24.10.2005 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, согласно которой заявитель не исчислил земельный налог за 2005 год, применив льготу, предусмотренную пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
Инспекция провела камеральную проверку декларации, по результатам которой решением от 24.01.2006 N 5624 привлекла Управление Пенсионного фонда к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 40 779 руб. штрафа за неуплату земельного налога за 2005 год, а также доначислила 203 895 руб. земельного налога и 16 274,26 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал на неправомерное применение заявителем льготы, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю. В соответствии с указанной нормой полностью освобождаются от уплаты земельного налога земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. По мнению инспекции, Управление Пенсионного фонда не входит в число этих органов и указанная льгота на него не распространяется.
Требованиями от 31.01.2006 N 1565 об уплате налога и N 1566 об уплате налоговой санкции Управлению Пенсионного фонда предложено уплатить указанные в них суммы налога, пеней и штрафа в добровольном порядке в срок до 10.02.2006.
Посчитав решение налогового органа от 24.01.2006 N 5624 незаконным Управление Пенсионного фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что, удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 14 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Пенсионный фонд в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П указано, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением; Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению указанных пенсий, и эти полномочия по смыслу Конституции России относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации включен в перечень органов государственной власти и управления Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОК 006-93), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 294, в раздел "Другие организации федерального уровня".
Таким образом, Управление Пенсионного фонда входит в число органов исполнительной власти и, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю обладает правом на льготу в отношении земель, предоставленных для обеспечения его деятельности.
В кассационной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судами первой и апелляционной инстанций. Доводы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2006 по делу N А42-1557/2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2007 г. N А42-1557/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника