Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2007 г. N А13-10374/2005-14
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Корховой Н.В. (доверенность от 10.01.2007 N 13), от открытого акционерного общества "Вологдаоблгаз" Рычкова А.В. (доверенность от 03.09.2005 N 32),
рассмотрев 05.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение от 22.06.2006 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционного суда от 18.08.2006 (судьи Логинова О.П., Кудин А.Г., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10374/2005-14,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаоблгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области; далее - инспекция) в проведении зачета 4 088 338 руб. 98 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет уплаты текущих платежей по НДС и обязании инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем проведения зачета 4 088 338 руб. 98 коп. пеней по НДС в счет уплаты текущих платежей по этому налогу.
Решением суда от 22.06.2006 ненормативный акт инспекции об отказе в проведении зачета излишне уплаченных 4 088 338 руб. 98 коп. пеней по НДС в счет предстоящих платежей по этому налогу, оформленный письмом от 09.09.2005 N 10-21/3391, признан незаконным, на инспекцию возложена обязанность принять решение о зачете излишне уплаченных 4 088 338 руб. 98 коп. пеней в счет предстоящих платежей по НДС.
Постановлением от 18.08.2006 апелляционный суд оставил решение от 22.06.2006 без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы указывает, что обязанность по уплате налога, нереального ко взысканию, не прекращается и начисление пеней в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является правомерным. По мнению инспекции, в решениях Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2005 по делу N А13-3007/2005-21 и от 16.06.2005 по делу N А13-796/2005-15 не указано на прекращение начисления пеней не недоимку, в отношении которой нарушены сроки для принудительного взыскания, и суд не обязал налоговый орган не учитывать данные суммы в лицевом счете. Кроме того, налоговый орган считает, что платежным поручением от 05.05.2005 N 6068 общество оплачивало задолженность за 2003 год и другие налоговые периоды, то есть у налогоплательщика в 2003 году не возникло переплаты по пеням, так как на момент их уплаты (05.05.2005) у общества имелась недоимка по пеням в сумме 17 993 072 руб. 59 коп.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество платежным поручением от 05.05.2005 N 6068 перечислило 17 993 072 руб. 59 коп. пеней по НДС в соответствии со справкой налогового органа N 2551 о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом на 28.04.2005, в которой отражена указанная задолженность.
В состав задолженности по пеням в сумме 17 993 072 руб. 59 коп. включена недоимка по пеням согласно требованию об уплате налога N 3257 по состоянию на 26.09.2003 в общей сумме 4 088 338 руб. 98 коп. (пункты 3, 6-12 требования N 3257).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.06.2005 по делу N А13-796/2005-15 требование N 3257 в части взыскания 4 088 338 руб. 98 коп. пеней (пункты 3, 6-12 требования N 3257) признано недействительным.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 19.08.2005 N 4-1378 о зачете излишне уплаченных пеней по НДС за 2003 год в счет погашения задолженности по пеням по НДС за 2004 - 2005 годы: в сумме 4 088 338 руб. 98 коп. в счет уплаты текущего НДС, в том числе за май - в сумме 114 284 руб. 70 коп., за июнь - в сумме 476 700 руб.; оставшуюся сумму переплаты по пеням по НДС оно просило зачесть в счет предстоящих платежей по НДС за 2005 - 2006 годы.
В обоснование требования о зачете общество сослалось на акт сверки расчетов от 02.12.2004 N 17827 за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, в котором отражено начисление пеней по НДС за 2003 год в сумме 3 257 485 руб. 34 коп. (3 149 831 руб. 25 коп. + 202 257 руб. 96 коп. - 94 603 руб. 87 коп.).
Общество указало, что платеж по начисленным пеням за 2003 год превышает сумму начисленных пеней за этот год на 14 735 587 руб. 25 коп. (17 993 072 руб. 59 коп. - 3 257 485 руб. 34 коп.).
Инспекция письмом от 09.09.2005 N 10-21/3391 отказала в проведении зачета, указав, что принятое арбитражным судом решение от 16.06.2005 по делу N А13-796/2005-15 о признании недействительным требования от 26.09.2003 N 3257 не прекращает обязанность налогоплательщика по уплате налогов и пеней, указанных в данном требовании, в связи с чем задолженность по налоговым платежам не подлежит сложению по лицевому счету.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа и просило обязать инспекцию устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов путем проведения зачета 4 088 338 руб. 98 коп. пеней по НДС в счет уплаты текущих платежей по НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, указав на то, что у общества отсутствует задолженность по пеням по НДС в сумме 4 088 338 руб. 98 коп., при этом у него имеется переплата, в силу чего излишне уплаченные пени по НДС в сумме 4 088 338 руб. 98 коп. подлежат зачету в счет предстоящих платежей в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пунктах 4 и 5 статьи 78 НК РФ установлен порядок проведения зачета.
При этом согласно пункту 11 статьи 78 НК РФ правила статьи 78 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней.
В пункте 5 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога может быть направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. А согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.
Таким образом, при наличии переплаты по налогам (пеням) налогоплательщик самостоятельно решает, куда подлежит направлению имеющаяся переплата налогов (пеней): на исполнение текущей обязанности по уплате налогов (пеней) в тот же бюджет; на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням; в счет предстоящих платежей по налогам.
Согласно пунктам 1-2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем направления по решению налогового органа в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ такое решение налоговый орган принимает после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Однако срок обращения в суд с таким иском названной нормой не установлен. Вместе с тем пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 12 постановления N 5 (далее - постановление N 5) указал на необходимость исходить из универсальности золи законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться этим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал на то, что срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Таким образом, в силу названных норм налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (как физического лица, так и организации) недоимки и соответствующих пеней в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока исполнения требования от уплате налога. Указанный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, а в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "второму абзацу статьи 70 НК" следует читать "второму пункту статьи 70 НК"
В свою очередь, сроки направления требования об уплате налога определены в статье 70 НК РФ. По общему правилу этой статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно второму абзацу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа, принятым по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Задолженность по пеням по НДС в сумме 4 088 338 руб. 98 коп. относится к 2003 году, между тем сроки, установленные статьями 46, 48 и 70 НК РФ и в совокупности определяющие давность взыскания недоимок по налогам, в соответствии со статьями 46 и 48 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Таким образом, дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.06.2006 и постановление апелляционного суда от 18.08.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10374/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. N А13-10374/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника